— Не такой уж он и примитивный. Два знака байбарского письма означают одну букву. Вернее фонему. Плюс изафетные связки и тому подобное…
Я не отношу себя к тем следователям, что дотошно вникают в суть всякого, встреченного по ходу дела знания. Меня интересуют общие выводы.
— Но почему такая простая и изящная версия не получила распространения в научном мире? — спрашиваю. — Это же сенсация, я так понимаю?
— Это и стало трагедией Соняшникова. И началом конца нашей темы. Переводы давали нелепицу. Знаки, звуки превосходно складывались в слова, в девяти случаях из десяти, но вот слова упорно не желали выстраиваться в осмысленные фразы. Директор настоял, чтобы мы прекратили возню с дешифровкой, а через год нас и вовсе разогнали.
— Вы часто встречались втроём после этого?
— Только на дне рождения у Соняшникова. Раз в год, значит. Андрея-то я регулярно встречал. Забегал по делам на старое место. А Мохолапов из науки совсем ушёл. В Совинторг работать устроился. С его хозяйственными способностями и знанием языков… в общем, не пропал Игорёк.
Настало время вытащить из шляпы кролика. С деланной небрежностью кладу перед Буртиным светокопию соняшниковской заплатки.
Он вздрагивает. Суетится. Лезет в недра шкафа за толстым словарём, за рабочими записями.
Час или больше я растягиваю остывший чай, не желая отвлекать учёного от работы. Раскрыв таблицу Соняшникова, он старательно выводит на листочке переложение текста. Затем, копаясь в словаре, надписывает перевод.
— Не может быть!
— Осмысленный текст, не правда ли? — ухмыляюсь я, давая понять, что так и предполагал с самого начала.
Буртин трясёт головой.
— Три или четыре слова не сложились. Здесь возможны варианты с архаичными формами. Если вы найдёте хорошего специалиста по среднеперсидскому, возможно, вопросов вообще не останется.
— Не томите, — улыбаюсь я.
— Примерно так:
«Шах Авгала сообщает младшему сыну, что наследство он получит, явившись в усыпальницу отца. В какую-то (непонятно) ночь.
Нужно поставить дракона на Марс, повернув хвостом к Земле (я даю привычные нам названия), быка поставить на Солнце, повернув хвостом к Венере. На пересечение их взглядов, нужно поставить оленя, он и укажет (непонятно) на камень, под которым сокрыто кольцо.
Призвать демона… здесь абракадабра… и открыть тайные врата.»
— Авгала?
— Предположительно, это его захоронение было обнаружено восемь лет назад под Нукусом. Ну, то есть имя так читается только по Соняшникову. В литературе, да и в народе, усыпальницу называют Курганом Старца. И знаете, там на полу действительно изображён гороскоп. Нет, не предсказание, а карта планет и звёзд.
— А перечисленные вами зверушки как раз и пропали из Института Археологии Востока.
Буртин подавленно молчит.
— Листочек я заберу. Мало того, вы мне подпишите ещё один. О неразглашении.
— 6-Сомнений не осталось, рыжьё из хранилища выкрал Соняшников. То есть самая первая, и основная версия следствия всё-таки подтвердилась. Но что-то не даёт мне покоя.
И я понимаю что именно. Соняшников! Он никак не тянет на преступника. Он выглядит как жертва. Вот! Не преступник, а жертва.
Допустим, получил подтверждение своей гипотезе. Позаимствовал из хранилища экспонаты и сорвался в Нукус. Собирался проверить гипотезу на месте, быстро закончить и вернуть ценности в хранилище, пока их там не хватились. Именно так. Иначе не стал бы он светиться в аэрофлоте, поехал бы поездом. Да и не поехал бы вообще. Зачем?
Но он поехал, и его ограбили.
Кто? Демоны? Повылазили из могилы и, наваляв непрошеному гостю люлей, отобрали все артефакты, словно спички у ребёнка?
Кто же тогда преступник? Получается демоны. Это да, это по нашему ведомству, но что-то не очень верится…
Не с того конца я зашёл, вот что. То есть, зашёл с конца, а надо бы с начала. Откуда учёный неудачник мог получить уникальный текст? Вот основной вопрос философии. На раскопки он не ездил уже несколько лет. В научный оборот этот текст не вводился. Только два возможных ответа: либо Соняшников случайно наткнулся на него в хранилище, либо подсобил свой собрат, учёный.
Перерыть хранилище в одиночку — работа для Геракла. Я в герои не лезу. Припираю главного хранителя к стенке и требую подать на гора весь массив по байбарской культуре. Тот подаёт.
На поверку массив оказывается не таким уж и обширным. К счастью, байбары, или как там они называются, не отличались любовью к эпистолярному жанру. Книг они тоже не придумали, и писали только на предметах.
Ничего я не нахожу. То есть всякого подписанного добра пылилось изрядно (аж четырнадцать единиц хранения), но совпадений не обнаружилось. Я понимаю, что был не прав. Что Соняшников давно, вдоль и поперёк изучил эти четырнадцать надписей. И значит, разгадку нужно искать среди живых.
А тут кроется опасность. Возьмись я допрашивать кого-то из институтских, и об этом узнают все. Никакими подписками о неразглашении свой интерес мне не утаить. И тогда возникает риск предупредить того единственного, кто подсунул Соняшникову текст.
Следовало подобраться к институту исподволь. Со стороны.
Буртина я уже допросил. Остались Игорь Мохолапов и Катя Старинова, бывшая подруга Соняшникова, которую, кстати сказать, мои коллеги из МВД так и не удосужились навестить.
— 7-Из автомата набираю номер Совинторга. Представителям моего учреждения отказывать не принято и Мохолапова быстро зовут к трубке.
— Вы где сейчас? — спрашивает он.
— В ИАВ.
— Я живу там неподалёку. Мы можем встретиться у меня, или в скверике перед кинотеатром «Алтай».
— В скверике.
— Через полчаса. Скамеечка возле фонтана.
— Договорились.
В щёголе, одетом в заграничный костюм, издалека узнаю Мохолапова.
— Что с Андреем, его нашли?
— Нашли. Правда он не в себе и пока не может говорить. Чтобы не сесть надолго, ему нужна помощь.
— Можете располагать мной.
— Вы владеете фарси, не так ли?
— Практически с детства. Отец работал в Тегеране.
— У меня возникли затруднения с переводом некоторых слов, — протягиваю блокнот, куда выписал непонятые Буртиным фрагменты. — Вот тут какая-то ночь.
Мохолапов действительно знает фарси.
— Ночь девичьей смерти, — отвечает он. — Поэтический синоним новолуния.
— Увлекаетесь поэзией?
— Соняшников приохотил. И знаете, в моей нынешней работе от этого больше толка, чем от экономических пособий.
— Почему вы ушли из науки? Буртин вон перешёл в другой институт…
— Димке хорошо. У него древние греки в запасе были. А мы с Андрюхой на байбарские памятники с учёбы запали. Куда от них уходить? В подмастерья к какому-нибудь жлобу?
— Не понял…
— Знаете, какое болото эта наука? Старики сидят на своих темах, гипотезах, теориях, и выметают всякого, кто думает поперёк. Задача молодого учёного сходна с вашей — добывать доказательства в пользу концепции вышестоящего начальника. Никакой свободы, пока сам в начальники не выйдешь. Но тогда бывает уже поздно заниматься наукой.
— Но вы терпели почти восемь лет?
— Андрюха меня держал. Ему я согласен был помогать.
Я сую Мохолапову светокопию заплатки.
— Что скажете?
Минут пять он шевелит губами. Потом спрашивает.
— Это из-за него Андрюха?..
— Возможно.
— Детский сад. Из приключенческих романов текст. Про пиратов и искателей сокровищ. Только Андрей и мог такому поверить. Жаль, не посоветовался с друзьями…
Отправляюсь к Екатерине Стариновой. Она уже в курсе, никаких вводных не требуется.
— Мы года два не живём вместе.
— Почему вы расстались?
— Он стал каким-то замкнутым и раздражительным. А кроме меня срываться ему было не на ком.
— Вы были на его дне рождения?
— Да.
— Ничего странного за ним не заметили? Он не говорил о найденной рукописи или чём-то подобном?
— Нет. Думаю, он не удержался бы и рассказал друзьям. Их дружба ведь только воспоминаниями и жила. Печально.
— А когда вы жили вместе, он делился с вами идеями, рассказывал о работе?
— Даже на раскопки брал. Жутко интересно, но всё лето в палатке жить мне надоедало.
— И про свою теорию рассказывал, про дешифровку?
— К этой мысли, как я думаю, его подтолкнул Игорь. Он генерировал идеи пачками, и ему не жалко было одной для друга. А Соняшников уцепился, как за откровение…
— А коллеги из института, особенно старшие, не питали какой-нибудь ревности к Соняшникову? Научную ревность я имею в виду. Знаете, завидовали успеху?
— Нет, мне не показалось.
— 8-Итак, пора осаждать институт. Начнём с самого верха. С директора. С Даниленко.
Совсем он не похож на того профессора из «Джентльменов удачи», что носился со шлемом Александра Македонского. Плотный мужик с волевым лицом. Знает чего хочет и прёт как бульдозер. И на меня поначалу пытается переть.