- Он сказал, только Моч-Коинасас может разрешить серра или запретить. Он этого сделать не может.
Корабли дали ход, и через полчаса подошли к берегу. В одном месте был пляж, на него и высадились. А пироги развернулись и пошли куда-то на северо-восток. Потом стало известно, что их могли отдать жрецам как жертву, как первых увидевших врагов, но не сумевших сообщить об этом. Дисциплина! Леонова и Найтова очень заинтересовала дорога. Возле храма никаких людей не было, поэтому беспрепятственно смогли осмотреть начало дороги. Ни одного поворота не было видно. Выложена камнем, шириной около двух метров, три шага. Пирамида тоже каменная, с каждой стороны была лестница. Наверху квадратная башенка с окнами и проходом тоже с каждой стороны, и какое-то сооружение из дерева на самом верху. Подниматься туда не стали, дозор вернулся к берегу, где стояли бронетранспортёры. В ожидании прошёл час. Ни души, ни возле храма, ни возле хижин неподалёку. Наконец, показалась толпа. Пехотинцы, по команде, заняли места в транспортёрах, Найтов и переводчик пошли навстречу толпе. Впереди нее шел невысокий толстый человек в сине-золотой одежде. У него в руках Леонов увидел небольшую палицу, и приказал снайперу взять его на прицел. Водителям приказал приготовится к запуску двигателей.
- Близко их подпускать нельзя! Слишком много!
На борту LCU-шки минометный расчет изготовился к открытию огня, мина уже в стволе, спусковая натянута. Найтов поднял руку, приказывая остановиться. Человек с палицей сделал тоже самое. Толпа замерла. Найтов рукой показал, что приказывает подойти. Вождь и двое воинов с копьями и костяными нагрудниками пошли вперёд.
- Я приветствую тебя, вождь! - перевел Каонабо слова Найтова.
- Откуда ты знаешь наш язык, чужеземец! И кого ты привел на наши земли? Они не выглядят людьми!
- Я - Каонабо, сын касике Коанабо, из племени Таино, из тотема Шолоитцкуинтле, мы всегда торговали с вами! Это посол нашего нового великого гуанина Дмитрия, он пришёл с миром. - перевел свой ответ Каонабо Петру.
- То, что ты касике, я вижу, а он кто такой? - спросил вождь.
- Он - касике, тоже.
- Почему на груди у него нет Тао?
- Они носят Тао на плечах. Видишь? - и он показал на погон на плече Найтова.
Пётр с интересом наблюдал за диалогом, в котором ему, пока, места не было. Но, Каонабо успевал ему переводить всё, что говорил. Сейчас вождь выяснял, кто есть кто в экспедиции по отношению друг к другу, и Каонабо сказал ему, что он нитаино по отношению к Петру, и только помогает ему. После этого вождь обратился к Найтову.
- Я - великий Итца города Экаб и всего острова. Меня зовут Моч-Коинасас, из рода Коуо, наш тотемный знак тоже Шолоитцкуинтле! Какой тотем носит твой вождь?
- Он носит знак Ягуара и Кожистой Собаки, и он - гуанин, Великий гуанин.
- Это так? - переспросил майанец у Коанабо. И тот добавил, что великий гуанин Дмитрий руководит тремя родами, один из которых находится за большим морем.
- Это большой человек, он - как бог. У него корабли, которые ходят сами, у него 'рычащие', которые могут двигаться сами, копать землю, зажигать яркие огни, греметь. Хочешь услышать? - схитрил Коанабо, по себе зная, как в первый раз страшно услышать рев мотора и лязг гусениц.
- Да, я хочу услышать!
Найтов подал команду: 'Заводи!'. Броники завелись, выбросив клубы дыма, и проехали вперед метров двадцать, и снова встали. Этого оказалось достаточным, чтобы толпа, считающая себя войском, прыснула во все стороны. Убежали все. Лишь вождь, закрыв глаза от ужаса, потихоньку осел на землю. Потом он сильно хвастался тем, что он совсем не испугался! Ему дали понюхать нашатырь, он очухался, и заговорил уже совсем другим образом. Пока он был в шоке, Найтов сумел 'выбить' из него поставку 4-х кобелей и двенадцати сук Шоло, то есть выполнить просьбу Эйкьюэйбана. Потом майянец мог и закочевряжиться, к тотемному знаку все племена относятся трепетно. Они же покровители всего и вся!
Вождя отпустили, затем стемнело, все забрались на суда, и подняли аппарели, осветив прожекторами площадку, где стояли бронетранспортёры. Утро началось с того, что привели собак, близко подходить майянцы побоялись, пришлось идти к ним. Собак покормили, и привязали на одном из кораблей. Ближе к обеду появился вчерашний вождь, который разрешил начать серра. Найтов спросил разрешения проехаться по острову на лошади. Когда вывели лошадей, с Моч-Коинасас чуть опять не случился удар. Человек он был пожилой. Ввосьмером проехались по дороге, и посетили пять городов, которые были на острове. От главной дороги, соединяющей два крупных города, отходили ещё три таких же прямых дороги к ещё трем городам. Было видно, что майянцы владеют математикой и тригонометрией: дороги пересекались строго под прямым углом. В самом северном городе, который они называли Тантун, а сам остров назывался Кузамил, Найтов увидел храм Иш-чуп, и показал жрице маленький знак из золота, который дала жрица храма богини Литоньи на острове Женщин. Там им предложили поесть, но, Найтов только разделил кукурузную лепешку со жрицей, выказав уважение, но есть не стали. По части ядов майя просто волшебники!
Жрецов на острове было много, но главную роль играли не они, а воины. Также заметно было, что на острове проживает два племени, одно из них занимает низшее место, фактически рабы, а вторые - высшее. У высшего четырёх ступенчатая иерархия, у низшего - двухступенчатая. Затем Леонов по рации приказал возвращаться. За день происшествий не случилось, а заходить в круг яркого света прожекторов местные боялись. На следующий день выяснили, что майянцы знакомы с астрономией, различают стороны света, знают, что такое план и карта. На острове есть обсерватория. Моч-Коинасас показал пятнадцать ближайших городов, с которыми можно торговать. И предупредил, что он послал своих людей, сообщить о том, что появились странные белые люди, и что они могучи и сильны, но приехали торговать, но не воевать. Самым ходовым товаром оказались, естественно, украшения, ножи, топоры и мотыги. Затем шел асфальт и доска, с которой майянцы не были знакомы. Распродано было почти всё. Вечером сообщили по радио обо всём Дмитрию, который приказал сворачивать экспедицию, и больше не рисковать людьми и техникой. Утром попрощались с Моч-Коинасасом, и обещали приходить ещё с товаром. Уходя, видели, как на месте стоянки начала собираться толпа, и началось какое-то действо. Место, явно, очищали от злого духа или наоборот. В следующий раз посмотрим. Забрали в Байя Корриентес бочки, в условиях Кубы они довольно быстро прогнивают, поэтому оставлять на будущее резона не было, и двинулись домой.
- Ну, что, исследователь! Выяснил: почему ушли Майя?
- Ну, вот, смотрите, Дмитрий Васильевич. Коинасас показал 15-ть городов, а испанцы писали о двух населённых в 1517 году. Про остров Козумель пишут: один город, а их там пять! В общем, они грабили все, а в отчётах старательно уменьшали долю короля. Майя - довольно миролюбивы, хотя и не любят чужих. От чужих ждать добра они не привыкли. Столкнувшись с варварами-пиратами, мирные земледельцы ушли в другие места, не зная того, что за ними рванёт Кортес и компания.
- Но, они рабовладельцы и приносят человеческие жертвы. Так?
- Так! Но, сами Итца, майя, являются рабами какой-то другой нации, но действуют как китайцы: планомерно растворяют в своей культуре захватчиков. Дороги и храмы сделаны не Коинасасом, а Итцами и довольно давно, но строили они на века, поэтому захватчики этим и пользуются. А астрономией и градостроительством владеют низшие, а высшие делают вид, что они это знают. Поэтому и наступает упадок. Всё держится на военной силе, вот увидите, что следующий раз с нами будут говорить обе стороны, и перетягивать нас каждый на свою.
- Почему на континент не сходили?
- Ну, во-первых, кончились товары, а во-вторых, вы приказали не рисковать, а возвращаться.
- Докладывать ты не умеешь, Найтов. Надо было коротко и ясно изложить суть, а ты расписывал действия, получалось длинно и несодержательно.
- Я не знал, чем закончится экспедиция, поэтому докладывал все результаты, чтобы сохранить их в истории. А уж выводы из них ученые сделают и без меня. Или со мной. А, насчёт того, что испанцы, якобы, были возмущены человеческими жертвоприношениями... Позволю с Вами не согласится! Пишет кто? Саагун! Францисканец, настоятель монастыря в Шочимилько. Его задачей было воспитание в духе испанской культуры детей индейской аристократии. Этому он посвятил все свои работы. Что необходимо для этого? Показать какими кровожадными и нехорошими были боги индейцев, и какой душка Иисус! При том, что в самой Испании много веков свирепствовала инквизиция, любимым развлечением народа были публичные казни. Кстати, вашу Таню вывозили на Гран-Канарию для того, чтобы публично сжечь. В этом нет никаких сомнений! А предварительно её изуродовали. А в чём она виновата? Это что, не публичное жертвоприношение? Ведь перед этим было бы сказано: Во имя господа нашего, всемогущего Иисуса Христа! Ведь так бы и было, если бы у катеров скорости хода не хватило перехватить. Я не прав?