И более того. То, что до сих пор считалось "недостатком" теории S-матрицы, оборачивается ее достоинством, а именно: зависимость структуры S-матрицы от сознания ! В философии "Книги перемен" важность роли сознания абонента не только учитывается, но и является одним из основных положений. В данном же случае сознание оказывается тем самым дополнительным источником энергии, обеспечивающим резонанс соответствующей "перемены" (т.е. канала реакции, по теории S-матрицы).
Далее. В теории S-матрицы существует несколько основных принципов, ограничивающих возможности построения элементов S-матрицы. В частности, по одному из этих принципов: "исход той или иной реакции можно предсказать только в терминах вероятностей, то есть сумма вероятностей всех возможных исходов - включая тот случай, когда взаимодействия между частицами не происходят вообще - должна равняться единице".
Но именно в терминах вероятности рассматриваются возможные варианты развития событий по китайской "Книге перемен". Очевидно, что сумма вероятностей различных вариантов в реальной жизни также равняется единице. В том числе и по выпадению костей при построении гексаграммы.
Если в "чистом" виде рассматривать бросание костей, то вероятность построения конкретной гексаграммы, естественно, будет равняться 1/64. Но если допустить, что процесс медитации (размышление над ситуацией) передает в матрицу "Книги перемен" некую энергию, изменяя распределение этой энергии между различными вариантами, то вероятности выпадения различных гексаграмм должны (по методологии "Книги перемен") изменяться, как бы "перераспределяя" вероятность построения в пользу той гексаграммы, которая соответствует "резонансному каналу реакции" (т.е. наиболее вероятному варианту развитию событий). При этом сумма вероятностей по всем гексаграммам, согласно указанному принципу S-матрицы (да и по простой логике) также должна оставаться равной единице.
Другой принцип, ограничивающий возможности построения элементов S-матрицы "гласит, что вероятности реакций (а следовательно, и элементы S-матрицы) не зависят от расположения экспериментального оборудования в пространстве и времени, его пространственной ориентации и состояния движения наблюдателя".
Некую аналогию этому принципу также можно обнаружить в "Книге перемен". Как указывалось в первой части данной работы, номера гексаграмм образуют пары "чет-нечет" на основе "принципа обратного прочтения". Поскольку гексаграмма является "одномерным" объектом (есть лишь одна ось "верх - низ"), постольку изменение "расположения наблюдателя" может выражаться лишь в изменении направления прочтения гексаграммы по этому "измерению": либо сверху-вниз, либо снизу-вверх. Факт образования пар гексаграмм при этом изменении "ориентации" и будет отражать факт независимости вероятности "перемен" от "позиции наблюдателя". (Хотя строго этот принцип в "Книге перемен" не соблюдается: при всей "парности" гексаграммы получаются все-таки разные...)
Итак, таблица гексаграмм "Книги перемен" и принципы ее построения обнаруживают весьма сильное сходство со свойствами S-матрицы, описывающей фундаментальные процессы микромира. Подобное совпадение по множеству параметров не может быть абсолютно случайным... Если же учесть взаимосвязь микромира с процессами макромира, то можно сказать, что "Книга перемен" является не просто "доской для гадания", а неким символическим отображением "кода Вселенной".
И вопрос об истоках "Книги перемен" встает с необычайной остротой... Откуда у древних китайцев многие тысячи лет назад появились знания, к которым только-только подбирается современная новейшая наука?..
Это - загадка из загадок!!!
……………………………………………………………….
Другие работы автора:
http://lah.ru/text/sklyarov/sklyarov.htm
……………………………………………………………….
СОДЕРЖАНИЕ
Компьютер Древнего Китая
Часть I. Математические загадки "Книги Перемен". .......................................2
Часть II. "Книга Перемен" - код Вселенной?!. ..................................................9
СОДЕРЖАНИЕ .....................................................................................................13