В честь Евы назван астероид, открытый в 1876 году.
Мария
В Назарете, в Галилее, у благочестивой немолодой семейной пары Иоакима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как он «не создал потомства Израилю», Иоаким удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение Ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Анна зачала и родила дочь.
Когда девочке исполнилось шесть месяцев, Анна поставила ее на землю, чтобы посмотреть, может ли та стоять. Мария сделала семь шагов и возвратилась в руки матери. Анна решила, что дочь не будет ходить по земле, пока ее не введут в храм Господень.
Когда Марии исполнился год, Иоаким устроил пир, на который собрал священников, старейшин и много народа, и принес в это собрание Марию, прося всех благословить девочку.
Предание говорит о воспитании Марии в обстановке особой ритуальной чистоты.
Мария была введена в Иерусалимский храм в возрасте трех лет. Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень, и, к всеобщему изумлению, трехлетняя Мария без посторонней помощи взошла на самый верх, где ее принял первосвященник Захария. В храме она должна была жить до своего обручения.
Иоаким преставился через несколько лет после введения Дочери во храм, в 80-летнем возрасте. Анна скончалась 79-ти лет, через два года после него, проведя их при храме рядом с дочерью.
Во время пребывания в Иерусалимском храме Мария воспитывалась вместе с другими благочестивыми девами, изучала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась, имела различные видения Ангелов. В связи с этим к 12 годам Мария дала обет вечного девства.
По достижении совершеннолетия она не могла остаться при храме, и для нее традиционным обрядом был избран супруг, охраняющий ее и уважавший ее обет – выбранный из колена царя Давида престарелый Иосиф. Причем Иосиф был избран из числа прочих женихов, так как его посох чудесным образом расцвел.
Однажды Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой занавесы. В то время Иудея была покорена Римом. Чужаки пришли в Святую землю, завоеватели вели себя, как и положено римлянам: «горе побежденным». Необходимость перемен ощущалась и в знойном воздухе, и в затравленных, а порой, и в горящих решимостью взглядах. Народ иудейский стонал в ожидании Мессии. Посланный с небес Богом Архангел Гавриил объявил Марии, что она станет матерью обещанного Мессии, зачав его посредством Святого Духа.
Но девушка еще не замужем, Иосиф только собирается жениться на ней, прошел только первый этап брачного союза – обручение. Иосиф, увидев, что Мария ожидает ребенка, огорчился и лишь из жалости к ней не захотел опозорить ее публичным обвинением, поэтому решил отпустить ее без огласки. Но явившийся Иосифу Архангел Гавриил успокоил его, сказав: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Иосиф взял свою жену в свой дом, завершив свадебный обряд.
Узнав при Благовещении от Архангела Гавриила о том, что ее немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Мария немедленно отправилась из Назарета навестить ее в «город Иудин», где встретила пожилую Елизавету на последних месяцах беременности, и ее мужа, Захарию – потерявшим способность говорить. Он лишился дара речи с тех пор, когда усомнился в пророчестве Ангела о будущей беременности жены.
Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери ее будущее: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения у Елизаветы Иоанна Крестителя.
По требованию римской администрации при переписи населения Мария и Иосиф, как представители рода Давидова, отправились в давидов город Вифлеем, где и родился Иисус – в яслях, так как все гостиницы были заняты, и путешественникам пришлось остановиться в стойлах. Там их нашли пастухи. На 8-й день ребенок был обрезан, а на 40-й день принесен в Иерусалимский храм.
По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Мария с Иосифом и принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм. Мария не могла принести в благодарность за рождение сына богатые жертвоприношения. Она возложила на жертвенник только двух горлиц, как и полагалось бедным людям. Господь видел доброту ее сердца, и ее любовь сделала эту малую жертву благоприятной.
Произошла встреча старца Симеона с Богом. Когда-то Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но Ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрет, пока не убедится в истинности пророчества пророка. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия – он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришел в храм. Симеон благословил семейство и, обратившись к Марии, предсказал Ей страдания.
Спасаясь от избиения младенцев, устроенного Иродом, Святое семейство покинуло Израиль.
Отрок Иисус не обучался в школе при синагоге. Мать была Его первым учителем. Он постигал небесные истины из ее уст и из Писаний пророков. Юноша Иисус не стремился учиться в школах раввинов. Он не нуждался в образовании, которое можно было получить там, потому что Сам Бог был Его наставником. Мария упоминается при описании случая, когда в возрасте 12-ти лет Иисус при поездке в Иерусалим отправился в Иерусалимский храм и общался со священниками.
В течение всей Его земной жизни Мария разделяла Его страдания. Ей было больно видеть, сколько испытаний выпадает Ему, ребенку, юноше. Ей также пришлось немало пережить, защищая своего Сына в тех случаях, когда она считала Его поведение правильным. Она была убеждена, что семейные взаимоотношения и нежная материнская забота являются жизненно важными для формирования характера. Христос проявлял большое уважение, преданность и любовь к Своей Божественной Матери.
С тех пор как Мария услышала слова Ангела у себя дома, она бережно собирала в своем сердце все свидетельства того, что Иисус – Мессия. Его непорочность и бескорыстие вселяли в нее уверенность, что Он не может быть ни кем иным, как только Посланцем Божьим. Но и ею порой овладевали сомнения и разочарования. Поэтому Мария с нетерпением ожидала того времени, когда откроется Его слава. Смерть разлучила ее с Иосифом, который вместе с ней хранил тайну рождения Иисуса.
Мария слышала о том, что Иисус был провозглашен Сыном Божьим во время Крещения. Как и весь Израиль, Марию глубоко взволновало служение Иоанна Крестителя. Она прекрасно помнила пророчество, прозвучавшее при его рождении. Узнав, что Иоанн общался с Иисусом, Она преисполнилась еще большей надежды. Но до Нее также дошли слухи о таинственном уходе Иисуса в пустыню, и сердце Божьей Матери тяготили горестные предчувствия.
Последние два месяца были для Нее особенно тревожными. Из книг Священного Писания неясно, как часто Мария виделась с Иисусом до Его распятия, и видела ли она Его вообще.
Осужденных привели на место распятия. Привязали к орудиям казни. Мать Иисуса, поддерживаемая Его любимым учеником Иоанном, сопровождала Сына на Голгофу. Она видела, как Он падал под тяжестью креста, и ей так хотелось поддержать Его, омыть Его окровавленное чело, израненную голову, которая некогда покоилась на ее груди. Но ее не удостоили этой печальной чести.
Во время страданий взгляд Иисуса блуждал по толпе, собравшейся на Голгофе поглазеть на Его казнь. Он заметил у подножия креста Иоанна, поддерживавшего Его Мать Марию. Она пришла к месту ужасной казни, не в силах больше оставаться вдали от Сына. Последний урок, преподанный Иисусом, был урок сыновней любви. Взглянув в убитое горем лицо Своей Матери, Он перевел глаза на Иоанна, и сказал, обращаясь к Ней: «Жено (т. е. женщина, это было принятым обращением в те времена)! Се, сын Твой!» Затем Он сказал Своему ученику: «Се, Матерь твоя!» Иоанн хорошо понял Иисуса и Его священное поручение. Он сразу же увел Мать Христа подальше от этого ужасного места на Голгофе. С того часа он заботился о Ней, как послушный сын, взяв Ее к себе домой.