Такой обмен опытом мы осуществляем на наших занятиях. Этот опыт каждый раз уникален, так как к нам приходят разные люди и данную, может быть, наиболее ценную часть тренингов я попробую частично отразить в этой книге (то, что возможно описать и может быть актуальным для вас). Это не опыт врача, описывающего болезни и патологии, а опыт здоровых людей, совершенствующихся в сексуальном искусстве.
Естественно, наш откровенный и доброжелательный разговор мы можем продолжить с вами на курсах, а вы — со своими сексуальными партнерами в интимной обстановке.
Я считаю, что отношение к сексу большинства окружающих нас людей здоровым назвать трудно. «Секс есть» — но его мало, он ущемлен и подавлен, окружен запретами и барьерами, постоянно подвергается дискриминации. И потому сексуально активные люди почти всегда находятся под гнетом множества выдуманных и навязанных им стереотипов поведения, что серьезно мешает человеку быть свободным в момент сексуального творчества.
В этой книге я постараюсь освободить секс от тех рамок, в которые он насильно втиснут. Я убедился, что даже сексуально весьма активные люди, на словах декларирующие свою «продвинутость», на деле всего лишь следуют принятым в их окружении установкам и стереотипам поведения и реагирования. Замечаю подобные черты в себе и знаю, что самостоятельно, без подсказок со стороны, сложно очищать себя от наслоений воспитания и некритически воспринятого опыта других людей. В результате оказываешься в плену иллюзий, хотя и пытаешься от них освободиться.
Секс и то, что происходит с человеком, когда он им занимается, — наилучшая проверка развитости личности и ее способности обретать свободу и творить. В этой области, как ни в какой другой, отражается болезненное противостояние желаний и возможностей, личных стремлений человека и интересов окружения, нового и укоренившегося, природного и человеческого. Освобождение себя через секс — это и труднее, и глубже по сути. Свобода — не самоцель. Это состояние, позволяющее творить и созидать, наслаждаться и полноценно жить; несвободный в сексе человек точно так же несвободен и в жизни, за пределами секса.
Серьезные изменения в нашей жизни я не мыслю без изменения отношения к сексу и сексуального поведения, потому что секс лежит в основе любых наших поступков и переживаний. Можно сколько угодно латать крышу, но если фундамент и пол непрочны, вся конструкция рухнет. Строительство и совершенствование своего дома (жизни, общения, карьеры, благосостояния, духовного роста) я советовал бы начинать со строительства или перестройки фундамента — секса. Я предлагаю это в книге и на курсах — и вы можете, если захотите, это сделать.
Освобождая себя в сексе, мы освобождаем сам секс. От чего? Прежде всего от того мусора, который окружает секс и заполняет его пространство.
Мусор — это то, что когда-то было полезно и нужно, но со временем стало непригодно для использования и начало мешать. С одной стороны, мы пытаемся от него избавиться, но с другой стороны, нам жалко мусор выкидывать, так как в нашей памяти эти вещи сохранились как некогда полезные и связывают нас с тем временем, когда они были нужны. Поэтому мы часто храним то, что стало мусором, и пытаемся им пользоваться, хотя проку уже и немного. Идеи, установки, мифы, прежний опыт, привычки, навыки, привитые воспитанием, так же как и вещи, часто становятся таким мусором. Большинство установок воспитания, критериев морали и нравственности, определяющих наше отношение к сексу, сформировались сотни и тысячи лет назад, а их современные модификации являются лишь латанием дыр там, где эти установки не выдержали проверку временем — меняющимися обстоятельствами и жизненной целесообразностью. Любые нормы были кем-то когда-то придуманы (не надо все валить на Бога) для решения определенных задач, и, возможно, тогда эти нормы и мотивы поведения были актуальны. Но их время прошло: мы меняемся, наши желания и возможности становятся иными. И поэтому многое из того, что «освящено» временем, религией или воспитанием — что было полезно, — становится мусором. Который надо просто убрать, хотя иногда и жалко.
Слово «мусор» содержит не осуждения или пренебрежения с моей стороны. Почти каждая вещь или идея — какой бы полезной она сейчас ни была — со временем может стать бесполезной, то есть мусором (как когда-нибудь и эта книга). Такой мусор не мешает, пока не заполняет необходимое для жизнедеятельности пространство, но становится препятствием, если занимает место, которое должно быть освобождено для новых вещей, идей, умений и опыта.
Почему я начинаю с них и уделяю им такое внимание? Потому что мифы и предубеждения — это тот самый пресловутый мусор (или питательная среда для него), который мешает нам сознательно и свободно развиваться. Подчинение им лишат нас возможности открыть для себя, а значит, и сделать что-то новое. Слепо следуя общепринятым правилам без проверки их собственным умом и опытом (даже если мы уже считаем их «своими»), мы будем повторять только свой старый опыт или опыт тех, кто нам эти установки навязал.
Так уж устроена человеческая психика, что вся полученная информация мгновенно укладывается на полочки, которые мы соорудили в нашем сознании ранее, сортируется и подгоняется под уже сформулированные установки и истины. Все, что противоречит этим установкам, вызывает опасение, неприятие и часто отвергается как «не мое».
Однако при этом бывает отвергнуто немало того, что могло бы послужить нашему внутреннему обогащению. И поэтому проверку своих установок полезно было бы совершать почаще: то, что не выдержало испытание разумом и жизнью, выбросить, а то, что подтверждается новым опытом, оставить. И соответственно самоизмениться.
Поэтому в каждую часть книги, посвященную мифам и нашим действиям, связанным с ними, обязательно включается критический анализ, помогающий освобождению от мусора. Далее предлагаются иной взгляд, чтобы найти точку опоры для сексуального творчества, и практические советы, следуя которым вы сможете заполнить новым опытом освобождающееся пространство. Так создается основа для следующего этапа — сексуального творчества. И поэтому свою работу по очистке пространства секса от мифов я начну с того, что многим кажется очевидным.
Популярный миф звучит примерно так: секс — это животная потребность человека.
Это самый распространенный миф. В него уходят корнями многие наши мысли и установки, из которых складывается «особое» отношение, позволяющее сексу занимать лишь «особое» место в цивилизованном обществе. Такого взгляда придерживаются даже те, кого в других областях жизни можно было бы назвать либерально мыслящими людьми.
Часто можно услышать о сексуально активной женщине или мужчине: «Самка!» или «Самец!», «Животное!» или «Кобель!». Прослыть «животным» малоприятно, и чтобы выглядеть «людьми», мы часто скрываем свои сексуальные желания или гасим их.
Особенно это касается людей, которые занимают опре
деленное «место в обществе» — политиков, преподавателей, общественных деятелей, руководителей… Малейшие попытки проявить себя в мужском или женском качестве могут повлиять на их карьеру или популярность в отрицательном смысле. За примерами далеко ходить не надо… Этот же закон распространяется практически на каждого мужчину и женщину: чтобы прослыть приличными людьми, до поры до времени мы должны скрывать свои сексуальные желания и интересы. Это считается необходимым условием поведения «культурного человека». Проявлять свои финансовые интересы, чувство голода или жажды — не зазорно, а вот сексуальный интерес к человеку (как и, например, желание сходить в туалет) — неприлично.
Почему так? Для начала ответим на простой вопрос:
Догадываюсь, большинство тут же ответит: «Для удовольствия».
Попробуем разобраться.
Как правило, удовольствие возникает при удовлетворении (недаром у них единый корень) какого-то желания или потребности или при осознании, что приближаешься к намеченной цели. Поэтому получить удовольствие (или испытать неудовольствие) разные люди могут от разного и по разным поводам. В том числе и в сексе.