Эти приходят с гонором: мы, де, не просто так, мы не побирашки нищие, мы - ого! - Пердуновские! Мы уже всё знаем-ведаем!
С одной стороны - правда. Вшивых - нет. С другой стороны... "всё" - сильное преувеличение.
Факеншит! Сейчас даже я сам не знаю всего, что тут делается!
К примеру, третьего дня Аггей повесил в церкви маятник Фуко.
-- Да зачем оно тебе?! Не по уставу же!
-- И не говори. Грехи мои тяжкие. Но... Наглядное выражение чуда господня. Само собой поворачивается. По воле Его! Знаш как поганых просвещает! Чуток поглядят - враз уверуют!
Аким, в порядке отдыха после очередной нашей с ним ругани, пошёл новосёлов встретить. Он же - вотчины владетель! Смерды его приехавши - надо глянуть, личико господское показать.
Слышу - разоряется:
-- А...! Бл...! Кого привезли?! Кидай его в реку! Врун, болтун, язва ходячая! Топи его!
Мне интересно, пошёл глянуть.
Аким мужичка какого-то за шкирку ухватил и таскает. Не так, чтобы насмерть. Волю господскую являет. Чтобы помнили - у, собаки дикие, косорылые, сиволапые - кто над ними хозяин.
Пригляделся - Хотен.
Был у меня в Пердуновке такой... собеседник. Сплетник, выдумщик, сказочник... Стишки ругательные про боярина сочинял.
Поганенький, надо сказать, мужикашка. Была пара-тройка эпизодов, в которых он вёл себя... неправильно. Я уж и прирезать его собирался, да вот как-то не сложилось. А так-то нормальный поц. В смысле - уд. Э... русский смерд. "Оторви и выбрось" - в смысле: бобыль. Плотничали они со Звягой.
Звяга его в подмастерья брать не хочет - у них давние счёты. Хотен как-то над ним "восторжествовать" вздумал. В социальном смысле, а не так, как вы подумали. Но я настоял. Хотен, кажется, понял, что "ноныча - не как давеча". Вёл себя тихо, свар не устраивал, к Звяге подлизывался.
Через пару дней, когда "кавказский цирк" удалось-таки в Волгу выпихнуть... - они вдруг все жениться срочно захотели. Понимаю, сочувствую - подарки Урдур получил серьёзные. Но... И куда мне такое... родство? Со всей, извините за выражение, горной и подгорной Царазонтой, - заболтались мы как-то со Звягой. Тут он мне, с глазу на глаз, и выдал:
-- Хотен... не... плотник он... так себе... дерево не любит... не... ты б его... эта... кудысь бы...
-- Ну, знаешь! На погосты заслать? Хоть какой-то толк от него может быть? "Дерево не любит"... А чего он любит?! Канавы копать?!
-- Ты... эта... не злись, не злись... не надо... Ты... эта... воевода... ну... ума у тя палата... вроде... А любит он... врать. Во! Точно! Я дело какое делаю, а этот-то над ухом - бла-бла-бла, бла-бла-бла. Без останову! И складно так! Я, давеча, аж заслушался. Во, руку попортил. Гладко так. Балаболит.
Вот был бы я нормальный святорусский боярин - ободрал бы болтуна плетями для вразумления да загнал бы дерева ронять. А я ж... этот... как же его... гумнонист и либераст. С толеристностью. "Всё что есть - можно есть". В смысле человеческих свойств.
Человек работает хорошо не тогда, когда ему платят, а когда он делает "своё" дело. А какое у Хотена "его" дело? Врать?
Вот был бы я нормальный святорусский... Я это уже говорил? - Так ведь правда же! - Ненормальный. Иггдрасилькнутый.