Ранние попытки решить, кого из магических созданий следует считать «животными», были чрезвычайно грубыми.
Бердок Малдун, глава Колдовского совета в XIV веке, постановил, что любого члена магического общества, ходящего на двух ногах следует отныне считать «разумным существом», все прочие же оставались «животными». В духе дружбы он собрал всех разумных существ на совещание на высшем уровне с колдунами, чтобы обсудить новые магические законы, и обнаружил, к своему огромному смятению, что просчитался. Совещание было в буквальном виде оккупировано гоблинами, которые привели на него всех двуногих созданий, которых смогли найти. Как пишет в своей Истории магии Батильда Багшот:
За клекотом дириколов, стоном авгуров и непрерывной всепроникающей песней ухеров расслышать что-то было просто невозможно. Пока колдуны и ведьмы пытались изучать лежащие перед ними бумаги, разнообразные эльфейки и феи носились у них над головами, хихикая и тараторя тарабарщину.
Помогая себе дубинами, в помещение попытались вломиться около дюжины троллей, а лешие слонялись вокруг в поисках детей, чтобы их съесть. Глава Совета встал, чтобы открыть заседание, но поскользнулся на испражнениях порлока, и, чертыхаясь, выбежал из залы.
Как мы видим, одно лишь обладание двумя ногами не является гарантией того, чтобы магическое создание могло участвовать в решении колдовских вопросах и проявляло интерес к этому. Крайне раздраженный, Бердок Малдун зарекся предпринимать дальнейшие попытки как-то интегрировать неколдовских членов магического сообщества в Колдовской совет.
Сменившая Малдуна на посту председателя Совета мадам Эльфрида Клагг предприняла попытку пересмотреть определение «разумных существ» в надежде наладить более тесные связи с другими магическими созданиями. «Разумными существами», постановила она, являются те, кто может разговаривать человеческим языком. Таким образом, все те, кто может объясниться языком, понятным членам Совета, приглашались принять участие в следующем заседании. Но опять возникли проблемы. Тролли, которых гоблины научили нескольким простым предложениям, тут же принялись крушить залу, как и в прошлый раз. Джарви носились среди ножек стульев, кусая членов Совета за пятки. Тем временем, большая делегация привидений (которых при правлении Малдуна не приглашали на заседание под тем предлогом, что они не ходят на двух ногах, а парят в воздухе) явилась на заседание, но вскоре покинула его, оскорбившись тем, что они позже окрестили как «бесстыдные попытки Совета поставить потребности живых выше, чем желания мертвых». Кентавры, которые по классификации Малдуна были определены как животные, но которые теперь, согласно определения мадам Клагг, были записаны как «разумные существа», отказались принять участие в Совете в знак протеста против исключения русалидов, которые над водой были способны общаться лишь по-русалидски.
Лишь в 1811 году было найдено определение, которое устроило большинство колдовского сообщества. Гроган Стамп, вновь назначенный Министр Магии, постановил, что «разумным существом» является любое создание, которое обладает достаточным разумом, чтобы понимать законы магического сообщества и нести свою долю ответственности за их формирование. Представителей троллей опросили в отсутствие гоблинов и сочли не понимающими ничего из того, что им говорилось; поэтому их классифицировали как «животных», несмотря на их двуногость; русалидов впервые в истории пригласили через переводчиков занять место в ряду разумных существ; тогда как феи, пикси и гномы, невзирая на их двуногость, были решительно отнесены к категории животных.
Разумеется, на этом всё не успокоилось. Нам хорошо известно об экстремистах, ведущих кампанию за отнесение маглов к «животным»; мы знаем о том, что кентавры отказались от статуса разумных существ и попросили отнести их к животным; вервольвы же уже давно «зависли» между отделами животных и разумных существ: на момент написания этих строк в отделе разумных существ имеется Бюро по поддержке вервольфов, а подразделение по регистрации и поимке вервольфов подчиняется отделу животных. Ряд высокоразумных созданий были приписаны к животным в связи с их неспособностью преодолеть собственную звериную натуру. Акромантулы и мантихоры обладают даром разумной речи, но при малейшей попытке человека приблизиться к ним стремятся сожрать его. Сфинкс изъясняется лишь загадками и ребусами и становится агрессивен, если ему ответить неправильно.
Во всех случаях, когда имеются сложности в классификации животного, я отметил такие сложности на последующих страницах для каждого такого создания.
Обратимся теперь к вопросу, задаваемому колдунами и ведьмами чаще других, когда речь заходит о магозоологии: почему маглы не замечают этих созданий?
↓↓↓Вранье!
Колдунам это может показаться удивительным, но маглы отнюдь не всегда игнорировали существование магических и кошмарных созданий, которых мы с таким старанием и тщанием пытаемся от них спрятать. Если мы кинем взгляд на маглово искусство и литературу Средних веков, мы увидим, что они знали о существовании многих из тех созданий, которых теперь они считают выдумкой. Дракон, гриффон, единорог, феникс, кентавр — лишь немногие из таких существ, которые широко представлены в литературе и искусстве маглов того времени, пусть и почти всегда с комической неточностью.
Однако более внимательный взгляд на бестиарии маглов того времени демонстрирует, что большинство из магических созданий либо вообще не замечалось маглами, либо принималось за что-то другое. Рассмотрим, к примеру, данный дошедший до нас с тех времен манускрипт, написанный неким братом Бенедиктом, францисканским монахом из Вустершира:
Сего дня, трудясь в Травном саду, я, раздвинув заросли базилика, узрел хорька громадных размеров. Хорек сей не убежал и не спрятался, как хорьки поступают, но прыгнул на меня, опрокинув меня на землю, и с криком, полным самой неестественной ярости «Брысь отсюда, лысый!», укусил меня за нос, да так сильно, что нос мой кровоточил несколько часов. Инок не желал поверить, что я повстречался с говорящим хорьком, и спросил меня, не злоупотребил ли я турнепсовым вином из запасов брата Бонифация. Поскольку мой нос все еще распухший и кровоточит, меня освободили от Всенощной.
Вне сомнения, этот магл повстречался не с хорьком, как ему показалось, а с джарви, который, скорее всего, охотился на свою любимую добычу: гномов.
Неправильное понимание часто еще опаснее, чем незнание, и страх маглов перед магией, без сомнения, увеличился за счет ужаса от того, что может скрываться в их садах и огородах. Преследование маглами колдунов достигло в то время неслыханных масштабов, и встречи с такими созданиями, как драконы и гиппогрифы, только подливали масла в огонь магловой истерии.
Данная работа не ставит перед собой цель рассмотрения темных времен, предшествовавших тому моменту, когда колдуны перешли к скрытному существованию. Единственное, что нас интересует - это судьба тех сказочных созданий, которые, как и мы сами, должны были бы скрываться, если бы маглы не были так убеждены, что магии не существует.
Международная конфедерация колдунов обсуждала данный вопрос на своей знаменитой встрече на высшем уровне в 1692 году. Как минимум семь недель порой очень горячих споров между колдунами всех национальностей были посвящены столь сложному вопросу магических созданий. Как много видов мы сможем спрятать от маглов, и какие из них должны быть спрятаны? Где и как мы должны их прятать? Жаркие дебаты не прекращались, некоторые создания даже не подозревали, что в тот момент решалась их судьба, другие же принимали непосредственное участие в дебатах.
В итоге между участниками была достигнута договоренность. Двадцать семь видов, размерами от драконов до бундимунов, должны были быть спрятаны от маглов, так чтобы создать иллюзию, что если они и существовали, то только в их воображении. На протяжении следующего века это число увеличивалось по мере того, как колдуны становились все более опытными в использовании методов их сокрытия. В 1750 году в Международный статут колдовской секретности была добавлена статья 73, требований которой сегодня придерживаются министерства магии всех стран мира:
Каждый орган колдовского управления отвечает за сокрытие, заботу и контроль за всеми магическими животными, разумными существами и духами, проживающими на соответствующей территории. В случае, если любое из таких созданий нанесет вред магловому сообществу, либо привлечет их внимание к себе, на орган колдовского управления соответствующей страны налагаются дисциплинарные меры со стороны Международной конфедерации колдунов.
Отрицать отдельные случаи нарушения статьи 73 с момента ее принятия было бы неразумным. Старшие британские читатели наверняка помнят инцидент в Илфракумбе, имевший место в 1932 году, когда дикий Уэльский Зеленый дракон спикировал сверху на пляж, полный загорающий маглов. Жертв среди населения удалось избежать благодаря храбрым действиям находящейся на отдыхе колдовской семьи (члены которой впоследствии были награждены орденами Мерлина первого класса), которые немедленно применили в отношении жителей Илфракумба целый комплекс чар памяти, самый крупный за этот век, тем самым предотвратив катастрофу.
Международная Конфедерация колдунов была вынуждена несколько раз штрафовать ряд стран за нарушение статьи 73. Тибет и Шотландия - две страны, наиболее часто нарушающие эту статью. Случаев встречи маглов с йети было так много, что Международная конфедерация колдунов сочла необходимым разместить в горах международный контингент колдовских сил на постоянной основе. Тем временем, самая крупная в мире келпи, проживающая в озере Лох-Несс, продолжает ускользать от поимки, за последнее время выработав настоящую страсть к публичности.