Кесарь земли русской. Война - Ватный Василий Колорадович страница 4.

Шрифт
Фон

- Но это еще не все мастеровые, вон там нужно еще одно колесо ставить на три молота, один большой, а два поменьше. Так что определяйте, кто тут останется с подмастерьями, а кто пойдет новые мастерские строить и там же работать будет. При чем сразу скажу, подмастерьев поделите поровну, и не бойтесь, не молчите если надо, я вам еще отроков найду. Все равно им здесь лучше работать, чем по землянкам в болотах сидеть.

Я давно осознал, что мне просто не хватает рабочих рук. И вот тут я как то не подумав отдал приказ собрать из селений всех отроков для нужд цехов Полоцка. Это мое решение чуть не вызвало бунт. Как то приехал караван из селения Баженино и мне сказали, что бабы накинулись на торговцев с расспросами, мол как там наши детки, а то люди говорят, что князь в свои печи детей кидает, что бы задобрить духов огня.

Вот суки, найду кто слухи распускает язык вырву и в задницу засуну - сплюнул я.

Пришлось ввести так называемые каникулы, раз в пол года, я буду отпускать молодежь на каникулы, для посещения своих селений. Причем отпускать буду с зарплатой, то есть серебра я конечно не дам, но вот ножи или топоры каждый из отроков сможет взять и свести своему роду в качестве уплаты за используемый детский труд.

Хотя нет, что это я на себя наговариваю, у меня самый что ни на есть коммунизм, каждый получает по труду и по своей потребности, а поскольку народ не развращен ценностями 20-го века, то и потребности не большие.

Живут по 30-40 человек в одном бараке, разделенном на мужскую и женскую половины и не жужжат. А что возмущаться то, у меня в каждом бараке есть печь, под потолком веревки для просушки одежды, по центру стол большой, свечи имеются, что бы по вечерам посидеть и посплетничать.

Вот эти вечера я и использовал, для того чтобы язык размять и больший авторитет завоевать. Авторитет это ведь дело такое, его можно поддерживать силой, но рано или поздно появится тот, кто сильнее тебя. Можно поддерживать свой авторитет и власть соответственно привычкой, то есть люди привыкли подчинятся своим вождям вот и подчиняются, но в моем случае это не канает, я ведь не их вождь.

То есть получается, что в Полоцке собрался настоящий интернационал. Люди от разных родов, есть и местные песьеголовые, так сказать коренные жители болот. Есть чудины, они тоже коренные, но живут чуть севернее. Есть разрозненные рода веси, води и вендов. И вот что самое интересное, это библейская история про вавилонскую башню. Про то, что раньше язык был общий, а потом собрались люди и решили поспорить с богами и начали строить башню до небес, а когда башню им боги разрушили, то на всякий случай и языки перемешали, чтоб людишки не смели спорить более с величием богов.

Вот что я понял, что с юга на север соседние племена друг друга относительно понимают, а через несколько племен уже понимают не так хорошо, а еще дальше, вообще разный язык получается. И такой ход вещей нарушается, если скажем появляется пришлый народ, тогда внутри одного языкового общества сидит островок без языких, или немых людишек. Но не долго, уже через поколение, в результате контактов, торговли, браков и т.п. даже пришельци становятся более разговорчивыми и понятными для своих соседей, при чем пришлые рода значительно расширяют словарный запас коренного населения.

Есть конечно разные слова, но вот вы же понимаете современного украинца или белоруса, с трудом, но все таки понимаете и даже поляка с сербом вы поймете. Хотя "независимые" национальные ученные этих стран сделали все, что бы доказать что мы разный народ и язык у нас разный.

То есть даже те, кого я называю готтами, венедами, чудью и веью неплохо понимают друг друга через оснонвые языковые обороты. Чудь, водь и весь прекрасно понимают язык вендов, а вот уже венды неплохо контачат с готами, и так далее. И если использовать такую теорию, то теперь понятно как пришлые купци так просто ладили с местными аборигенами, может потому что веками торгуют с этими племенами.

А может мне как раньше в книжках писали назвать всех немцами, то есть если я не понимаю язык соседа, то сосед для меня "немой", немец. А если понимаю его слово, то он будет для меня словянин, то есть "слово ведающий".

Но при таком подходе будет просто беда со всякими там 'чудинами' и 'мерями' или 'мещерями', а еще есть какая то 'весь' и другие названия, например 'мокшане'. Неужели и их называть 'немцами', ведь я их почти не понимаю. Нет не пойдет, для меня человека 20 века, немци, это те кто пытался Третий рейх строить, а при чем тут бедные чудины. Поэтому пусть немци останутся пока германцами.

А если я тут продержусь еще чуток, то все местные народы научатся говорить так как говорю я, потому, что я и есть основа местной торговли, а чтобы торговать местным людишкам придется подстраиваться под язык торговой фактории.

Вокруг меня постоянно сновали пацаны, от разных родов, которые поясняли мне то, что я не понимал при разговоре с людьми. А я постепенно осознал, что словарный запас у местных народов очень маленький. Вот прошло лето, осень и зима почти уже заканчивается, а я неплохо могу понимать всех кто приходит на торг. Ну правда один раз приходили за ножами жители островов Рижского залива, а я их по привычке назвал Эстами. Хотя по одежде они напоминали мне людей племени водь. В общем их язык я не понял, и мне показалось, что их не поняли даже мои песьеголовые. Интересный народ эти эсты, пацифисты, я им хотел мечи впарить, так не взяли. Но несговорчивые суки, за ножи торговались получше Изи Бруденштерна с Дерибасовской, и фиг что у них купишь по хорошей цене, наверное сказывается долгое общение с готландскими купцами, научились торговаться блин.

Так вот авторитета родового вождя у меня нет, и я не могу сказать людям: "служите мне как ваши отцы служили", потому что мне они никогда и не служили.

Есть еще один вариант обеспечения своего авторитета, это назвать себя избранником богов, но тут может быть косяк, потому что боги у всех разные. И собственно авторитет какого то бога для одного рода не является крышей для другого рода. Так как тот бог у них вообще за лоха считается. Поэтому я пытался обеспечит свой авторитет силой знаний.

Я слыхал, что умных людей уважали и почитали во все времена, вот и разглагольствовал по вечерам. Рассказывал про землю, природу и устройство вселенной. Про то как лучше пахать землю и собирать большие урожаи.

- Вот берете зернышко ржи - говорил я - бросаете его в землю весной и получаете в конце лета урожай, а на следующую весну в этой земле сеете другое зерно, а вот на третье лето ваша земля должна отдыхать, так как устала. А если вы ей отдохнуть не дадите, но на третье лето вы не вырасттите хорошего урожая. Так вы третий год дайте земле отдохнуть, оставьте землю под пастибеща, можете с нее снять сено для скота.

А откуда взять сколько земли? - непонимали слушатели.

- Землю нужно расчищать от лесов, тольбко грамотно. А вот на расчищенной земле уже нужно знания применять. Можно сделать и так: вы берете зернышко ржи и бросьте его в землю осенью перед большими дождями, а следующей весной соберете урожай, а потом успеете еже один урожай летом собрать, но уже потом поле ржи нужно овес садить, или какое другое зерно. А можно ту землю оставьте под паром, то есть под травой или посеять например репу. На этий земле третий раз подряд сеять зерно нельзя, так как земля опять же, устала.

- Так это сколько нужно леса выжечь? - не унимался отрок.

- А что вам тот лес, вы вот что обычно делаете, всем селением обработкой земли занимаетесь. А вы из своего селения выделите тех людей, что будут березовый уголь жечь, руду добывать и крицы железные делать. И вот вам результат, за одно лето вам целое поле от леса углежоги освободят - наставительно произнес я - а вы потом на том поле и зерно сеять будете, а углежоги пойдут на другую делянку, а железо мне за товар обменяете.

Рассказывал я и про чудеса заморские. Типа ветряных мельниц и про водяные колеса, которые облегчают жизнь трудовому народу. Ну и про всякие байки из библии. У меня бабка сильно верующая была, вот она мне вместо сказок притчи из Библии рассказывала, ну а я все это рассказывал своим людишкам.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке