- Так-то оно так, билет вытянул, а счастья, похоже, и нет, - вздохнула мать.
- А у кого оно есть? - Зинка зло выпрямилась. - Вон я за своего Петьку по бо-о-льшой любви выскочила, а сколько раз битая была? Сколько слез выплакала? А безденежье постоянное, а его рожа пьяная изо дня в день? Это счастье?
- Да, ладно, Зина, не кричи на огороде. Еще Никитична услышит. Жалко мне и тебя, и Юрку. Понимаю я его, Зина.
Вера тихо прошла под деревьями и незаметно вошла в дом. Да, не ласковая она, а кто ее этому учил? Кто с ней был ласковым? Первое время она часто вспоминала Максима, но чем больше углублялась в новые знания, тем реже личные переживания занимали ее.
"Я не совсем человек, - думала Вера. - Вот и путь не требуют от меня всяких человеческих нежностей".
В середине августа Вера впервые почувствовала ребенка, он тихонько толкнул ее в левый бок рано утром. Вера сказала об этом бабушке.
- Ожила деточка. Смотри, Верочка, не узнавай заранее, кто будет. Во-первых, ошибиться могут, а, во-вторых, не надо нам лишнего расстройства, если мальчик. Так мы с тобой еще до нового года много дел сделаем, а то руки опустятся.
На следующий день бабушка, которая старилась на глазах, привела ее в кабинет третьего уровня.
- Вот в чем заключается моя работа здесь, - сказала Вера Никитична. - Когда умирает человек, обладающий талантом, или мы забираем талант у недостойного, я ищу новое тело для этой энергии. Это очень сложно. Обычно любой талант нуждается в подпитке. Значит, он какое-то время находится в кабинете второго уровня, за это время я анализирую незанятых еще детей примерно от трех до пяти лет. Если ребенок мне кажется подходящим, я переношу через вот этот прибор, - бабушка показала небольшой ящичек, - энергию из призмы в мозг ребенка. Ребенок начинает подавать надежды, на это чаще всего обращают внимание, и он, если все идет благополучно, умножает энергию таланта, и талант становится более сильным, более развитым. После смерти его последнего владельца, талант переходит к следующему и так может окрепнуть, что станет огромным, способным совершить переворот в своей области. Но это в идеале. Таких талантов единицы, потому что человек - слабое существо. Большинство людей, почувствовав в себе талант, считают, что им все дозволено, они гении, единственные и неповторимые. А если их в этом упрекают или обвиняют в более серьезных проступках, они оправдывают себя тем, что они - талант, и этим сказано все. Сейчас биологи в лаборатории Галактики серьезно занялись темой: "Прямо пропорциональная зависимость глубины таланта и перверсий". Замечено, что не всех, но очень многих большой талант калечит морально. А уж потом его никому нельзя отдать очень долгое время. Если талант огромный, накопленный веками, его просто консервируют, а если молодой, то пытаются очистить или, в случае неудачи, утилизируют. Ты уже знаешь, что любой, самый маленький сгусток, если с ним бережно обращается человек, переходя от одного к другому, превращается в мощный носитель энергии. Идем со мной.
Вера Никитична повела Веру в комнату в самом конце коридора. Здесь Вера еще не была.
- Это святая святых. Здесь может работать только эсса. Я привела тебя на экскурсию, ты только посмотришь, и мы уйдем.
Бабушка выдвинула из стены какой-то ящичек и разрешила Вере взглянуть в маленькое отверстие в его боку. Вера увидела призму, полностью заполненную красно-черным пульсирующим сгустком. Он был больше всех, какие Вера до сих пор видела.
- Это талант Леонардо да Винчи, - сказала бабушка. - Его последний хозяин свел на нет усилия наши и всех предыдущих обладателей. Вот уже пятьсот лет сгусток находится в этой призме и не может очиститься. А ведь это был самый удачный эксперимент галактической лаборатории. В нем участвовали лерон нескольких центров, получился идеальный талант. Леонардо работал, развивал его, но кто же мог подумать, что эта энергия окажет такое действие на клетки головного мозга, отвечающие за половую сферу. У многих людей искусства страдает именно половая сфера. Я тебе назову только нескольких из тех, чьи таланты находятся в этой комнате, и я не теряю надежды на их очищение: это великий музыкант Чайковский, великий танцор Нуриев, неплохой писатель Уальд. Да мало ли еще среди умерших и живых. Могу сказать с полной ответственностью, что талант они получили чистый, а вот почему испортили его, это пока не выяснили наши биологи. То ли это на генном уровне идут сбои, то ли из-за масштаба таланта. Этим они совсем недавно начали заниматься. Но вот в таком виде этот талантище я отдать никому не имею права. Ну, идем, внученька, хватит на сегодня.
Они пошли к выходу, и бабушка сказала:
- Сегодня я отдала хороший сгусток энергии, принадлежавший сто пятьдесят лет назад оперному певцу Ступкину. Это был мощнейший голос, но певец был крепостной и пел только в домашнем театре князей Гагариных. Сто пятьдесят лет назад Федор Ступкин умер, оставив свой талант в хорошем состоянии. Более того, приумножив его. Вчера я исследовала сгусток и нашла его пригодным для передачи. Я отдала его десятилетнему мальчику, он живет в Венгрии. Когда будешь просматривать сводку новостей за неделю, в разделе "Новые дарования" обрати внимание на Иштвана Дирача.
Тридцать первого декабря в шесть часов вечера Веру отвезли в роддом. Врач предложил Юре присутствовать при родах, но Вера наотрез отказалась.
- Это женское дело, - сказала она врачу.
В ноль-ноль часов ноль-ноль минут Вера родила девочку.
- На какой день записывать будем дочку, мамаша? - спросила акушерка.
- На первое января, - ответила Вера, - второе тысячелетие окончилось.
- Смотри-ка, - акушерка показала девочку Вере, - а девчонка-то меченная: на лопатке родинка.
Вера устало улыбнулась:
- У меня такая же. Это у нас фамильное. Здравствуй, Наденька. С приходом в мир, доченька.
- Что, Надеждой назовете? - удивилась молодая санитарочка. - Сейчас вроде так не называют.
- А мы все делаем не как все, - сонно проговорила Вера.
- Эй, не спать, не спать еще два часа, - акушерка похлопала Веру по щекам. - Сейчас в послеродовой палате полежите, а потом мы вас с девочкой в обычную палату переведем.