Петраков Игорь Александрович
Из Архива Ночного Дозора
Владимир Набоков и современная российская фантастика
Введение
Жил-был на свете Антон Городецкий...
Бросила жена - он грустил не по-детски.
Пришел к колдунье - "а ну-ка, наколдуй мне".
"Легко, мой хороший, только хлопну в ладоши,
И жена вернется, от того отвернется,
И маленькая жизнь внутри нее оборвется".
Но налетели вдруг на ведьму тени привидений -
говорят - не бывать преступленью!
Но что же ты, что ты потупила взор?
Сдавайся, ведьма, Ночной Дозор!
Годы прошли. Городецкий не тужит,
водочку глушит, с вампирами дружит.
Начальник хороший - мудрейший Гесер.
Был замминистра в СССР.
Но вот вызывают - нужно ехать скорее:
вампир-парикмахер с подружкой своею
в налоговую к себе заманили подростка,
решили поужинать, подлые, просто.
Антоха успел, завязалась драка,
в хорошем бою, но все ж убил вурдалака.
Но ножницами был ранен в бою,
в принципе был, можно сказать, на краю.
Но добрый Гесер его вылечил быстро -
еще бы! абы кого не берут в замминистры.
А дальше сценарий пошел как по нотам.
Ворона залетела в турбину самолета,
на теплоцентрали что-то взорвалось,
а Света виновна во всем оказалась.
Но встретив красавца Антона, влюбилась
И разрушение остановилось.
Но злой Завулон из Дозора Дневного
сделал из сына Антона Иного.
И как с этим справится наш герой?
Все на просмотр картины второй.
Эпиграф
По сюжету герои Набокова нередко попадают в особое пространство. Это пространство характеризуется признаками слабой освещенности ( или отсутвием освещенности ) и ограниченности ( например, представляет собой коридор ).
В романе "Камера обскура" Ирма просыпается среди ночи от "ужасно неприятного сна" и видит, что в комнате "как будто темнее, чем обычно".
Герой "Романа с кокаином", Вадим Масленников так же воспринимает пространство своей кухни, при этом ему все происходящее вокруг кажется странным. Дверь кухни в этом пространстве остается незапертой.
Вспомним также рассказ о деталях захода солнца, который называется "Катастрофа". Очевидно, что заметная его часть происходит в особом пространстве - это видение героя, Марка Штандфусса.
Цинциннат Ц так говорил об этом особом пространстве - "Мой сонный мир". И вспоминал, как не сразу последовала за другим горожанином его собственная тень.. Между его движением и движением его отставшей тени - эта секунда была важна для героя. Нужно ли говорить о том, какую роль играет тень героя в произведениях С. Лукьяненко? Ведь именно благодаря ей герою удается войти в.. сумрак.
В рассказе "Что раз один, в Алеппо" попадание героя в такое пространство сопровождается.. ощущением странности. Глядя на розу, оставленную в пустой комнате ( нет разницы между отсутствием героини ), он словно испытывает некоторое иррациональное чувство.
В "Романе с кокаином" такое же странное чувство испытывает герой в пустом ночном коридоре.
В одном из "детских" рассказов писателя, "Обиде" ситуация как будто повторяется -- герой оказывается на пустой веранде и глядит со странным чувством на поляну, которая также.. пуста.
В романе "Защита Лужина" после партии с Турати герой обнаруживает себя в таком пространстве, где "холодно и темновато". При этом он начинает видеть "призраков" - одни уносят стулья, другие представляют собой шахматные фигуры -- например, гривастый шахматный конь бьет в барабан.
Помните, как у героя Высоцкого в фильме "Место встречи изменить нельзя" возникал вопрос: "Постой, а это часом не Ира с Божедомки?"
Так же после прочтения некоторых прозаических произведений Набокова возникает вопрос - а это часом не сумрак описан в них?
В настоящей статье будет рассмотрен случай феноменологического описания подобного параллельного пространства в прозе С. Лукьяненко. Прежде всего он будет классифицирован как случай теории о многомерности вселенной ( другие частные случаи этой теории были обнаружены нами в произведениях Булгакова и Крапивина ).
Также он будет рассмотрен с точки зрения Православия - как обладающий признаками так называемого "нижнего мира".
Дополнительно будут приведены образцы "магических заклинаний", которые используются в литературе, описывающей это пространство.
1. Гипотезы об одномерности Вселенной
В советской науке были известны гипотезы об одномерности вселенной. Например, в физике ( каковая наука взялась за труд решить загадку происхождения мира и предложила теорию "большого взрыва" ).
Или в биологии, например, в теории эволюции, суть которой в том, что удел человека - совершать путь по эволюционной лестнице, в начале которой находятся обезьяны, микроорганизмы и простейшие.
Развивали теорию одномерности Вселенной такие прикладные науки как геометрия и астрономия. Так, в геометрии только в середине 19 века были рассмотрены многомерные пространства.
Любопытно, что общей характеристикой теорий одномерности Вселенной была попытка объяснить смысл существования человека путем соединения вещей, которые можно соединить только в воображении.
Теория эволюции соединяла ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ с обезьяним, животным, и проводила нити причинно-следственных связей между ними.
Астрономия предлагала нам рассмотреть немыслимые для ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО разума расстояния, которые на сей день невозможно преодолеть ЧЕЛОВЕКУ.
А физика предлагала свой взгляд на происхождение мира, в основе которого лежали якобы НЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ силы, - безличные силы абстрактной материи.
2. Гипотезы о многомерности Вселенной
Вселенной нашей посреди -
Не сзади и не впереди -
Была одна планета.
Планеты этой посреди -
Не сзади и не впереди -
Был город в центре где-то.
А в центре города был дом,
А в доме том - квартира.
В квартире той стоял диван,
А на диване спал Иван,
Совсем не ведая о том,
Что спал он в центре мира.
( "Сны Петушкова" )
2.1. Гипотеза о существовании "пятого измерения" в романе Мих. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Авторство одной из самых ранних в двадцатом веке гипотез о многомерности вселенной принадлежит Мих. Булгакову. Она решена свойственными писателю художественными средствами. В романе "Мастер и Маргарита" герои не раз говорят о так называемом "пятом измерении".
Именно в этом пространстве ( или мире? ) происходит традиционный бал Полнолуния. В этом мире квартира N50, принадлежащая руководителю МАССОЛИТА Берлиозу ( не композитору! ) и Степе Лиходееву, "разрастается" до необыкновенных пределов. Таким образом, моделью пространства Иного мира
становится матрешка. Внутри обычного мира ( с его четырьмя измерениями - высотой, шириной, длиной и временем ) проявляется иное пространство, имеющее "пятое измерение". Подробно об этом интересном явлении смотрите в моем объемном "Комментарии к роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"".