Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Фольклор. Разноцветье файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
ФОЛЬКЛОРНОЕ РАЗНОЦВЕТЬЕ
ОБ АВТОРЕ
Панько Виктор Дмитриевич родился 15 сентября 1944 года в селе Дану Глоденского района Республики Молдова. Окончил филологический факультет БГПИ.
В 1975 году – преподаватель русского языка на кафедре методики преподавания русского языка БГПИ. В 1992-93 годах – преподаватель украинского фольклора на кафедре украинского языка и литературы БГПИ. Четверть века – в журналистике. Лауреат Премии Союза журналистов Республики Молдова. Восемь лет работал научным сотрудником Института межэтнических исследований Академии наук РМ.
Автор книг: «Песенный фольклор украинцев Севера Республики Молдова. Обрядовая и ритуальная поэзия», «Песенный фольклор украинцев Севера Республики Молдова. Лирические песни и баллады», «Записки фольклориста». За многолетнюю деятельность по сбору и осмыслению украинского фольклора в Республике Молдова решением Союза журналистов и редакции газеты «Голос Бэлць» по итогам 2010 года признан лауреатом конкурса «Бельчанин года» («Человек года»).
Как писатель дебютировал в журнале «Рассвет» в 2002 году. Рассказы «Такие вот шуточки», «Бунгу-Вунгу», интермедия «Доказательство от противного». Позже – ряд рассказов, сатирическая брошюра «Филозофические письма далекому другу», поэтический сборник «Что останется мне…», сборник очерков «Земляки», сборник «Литературные монологи». Член Союза писателей Республики Молдова имени А.С.Пушкина, председатель Регионального филиала „NORD”этой творческой общественной организации, объединяющей литераторов 12 районов Севера Республики Молдова.
Лауреат Премии Союза журналистов Республики Молдова(1984), Всеукраинского литературного конкурса «На видноті всього світу» (На виду у всего мира») ( Одеса, 2012); конкурса «Бельчанин года» («Человек года» (2010), номинант Национальны Премий России «Писатель года 2013» и «Поэт года 2013» по версиям интернет порталов «Проза.Ру» и «Стихи.Ру».
Член Российского Союза писателей с 2014 года
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
14 августа 2013 года я опубликовал на портале «Проза.Ру» свою работу «Песенный фольклор украинцев Северв республики Молдова. Обрядовая и ритуальная поэзия», а 23 августа – «Песенный фольклор украинцев Северв Республики Молдова. Лирические песни и баллады». В это же и последующее время на «Проза.Ру» увидели свет и другие мои статьи, исследования и размышления, касающиеся фольклора, бытовавшего и бытующего в настоящее время на территории Глодянского района Республики Молдова.
Все произведения, о которых в них идет речь, были записаны мною в разные годы у жителей ряда сёл и города Глодень – талантливых исполнителей и хранителей фольклора.
После 1968 года, когда я начал записывать на магнитофонные ленты эти яркие свидетеоьства народной мудрости и таланта, прошли десятилетия. Многих из тех людей сегодня уже нет в живых. Ушли в прошлое многие обычаи, связанные с устным народным творчеством, да и сами произведения «вышли из моды» и забылись.
Но, как я убедился в течение этого минувшего года, интерес к фольклору ещё остаётся довольно большим. Ежедневно на моей странице на «Проза.Ру» около половины из общего числа читателей, а то и более, – интересуются исследованиями и статьями по фольклорной тематике. Причём, все они, за очень редким исключением, относятся к категории «неизвестный читатель». Это значит, что за минувший год фольклорной тематикой интересовались не менее 5 тысяч моих читателей. Всё это и побудило меня попытаться издать статьи и исследования отдельной книгой, собрав в ней всё то, что вызывало интерес у посетителей портала, и что, на мой взгляд, достойно сохранения и распространения среди специалистов и ценителей народного творчества, да и более широкого круга читателей.
Виктор ПАНЬКО
22 августа 2014 года, село Дану
ВОЛШЕБНЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ
Перед собой ты видишь незнакомца.
Сосредоточь внимание на нём,
И для тебя сверкнёт он ярче солнца,
Пронзив твой ум познания лучом.
Я написал о нём страниц немало лестных,
Он – занимателен, как сказочный сюжет.
С ним в задушевности сравнится только песня!
В нём – мудрость поговорок и примет.
Ему известны тайны заклинаний
И содержание преданий и легенд,
Ведь он – хранитель самых древних знаний…
Узнал кто он ? Тогда скажи ответ!!!
(Фольклор)
ШТРИХИ К ИСТОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ УКРАИНСКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ В МОЛДОВЕ
I
В 1880 году священник Василь Завойчинский опубликовал в "Кишиневских епархиальных ведомостях" колядки и свадебные песни, записанные им в селах Ленковцы и Данкоуцы Хотинского уезда Бессарабской губернии, положив этим самым один из краеугольных камней в фундамент той науки, которую можно назвать "украинской фольклористикой Молдовы". Публикация четко зафиксировала существование на территории севера Бессарабии мощного пласта древних произведений украинского фольклора(1).
Через 12 лет в тех же "Кишиневских епархиальных ведомостях" другой священник, Григорий Романчук, публикует ряд произведений устного народного творчества, записанных им у украинцев села Пригородок Хотинского уезда(2).
Еще через 13 лет, в 1905 году, Петр Несторовский публикует в Варшаве и Киеве историко-этнографический очерк(3) и этнографические материалы(4) об украинцах, проживающих в большом массиве сел Прихотинья, – русинах – с текстами народных песен и других произведений фольклора.
Эти четверть века, эти три человека и эти четыре публикации олицетворяют, на мой взгляд, первый этап зарождения украинской фольклористики в тогдашней Бессарабии. Он характеризуется появлением интереса к устному народному творчеству украинцев, началом собирательской деятельности нескольких энтузиастов и попытками осмыслить и охарактеризовать явления фольклора. К этому же периоду относится и становление этнографии Бессарабии. Поэтому некоторые сведения об устном народном творчестве, обычаях и обрядах украинцев Бессарабии можно почерпнуть и в этнографических публикациях(5).
Второй этап становления украинской фольклористики в Молдове длился с 1905 по 1969 годы. Его особенностью было то обстоятельство, что собирательской деятельностью, касающейся украинского фольклора, научные центры Бессарабии, а затем и Молдавской ССР, не занимались. Сведения о нем концентрировались, главным образом, в публикациях, касающихся молдо-русско-украинских фольклорных связей. Этими проблемами занимались В. М. Гацак(6), Г. К. Бостан(7), Г. А. Спатару(8) и другие. К этому же периоду можно отнести собирательскую деятельность, ранние исследования по фольклору и романы К.Ф. Поповича(9), собирательскую деятельность доктора географических наук Г. Г. Бевзы, который, как отмечает К. Ф. Попович, проявил в этом большую активность.
Третий период охватывает 1969-1992 годы, когда эпицентром изучения и собирания украинского музыкального фольклора на территории Молдавской ССР стала кафедра фольклора Института искусств имени Г. Музическу. К этому же периоду относятся первые магнитофонные записи украинских народных песен, баллад, колядок и первые их нотные расшифровки, попытки систематизации собранного материала, создание фонотеки.