Том 1. Основы и структура арт-индустрии для антрепренеров и арт-менеджеров - Войтковский Сергей страница 2.

Шрифт
Фон

К сожалению, существующие кафедры и школы не обладают ни талантливыми учеными, ни великими практиками, ни желанием концентрировать знания и их передавать. Поэтому и спустя 25 лет в России нет ни рынка искусства, ни блестящих профессионалов, ни великих открытий и событий. Так, какая-то ерунда, самодеятельность!

И это очень дипломатично.

Материал пособия «Основы и структура арт-индустрии» является введением в профессию «арт-менеджмент» и призван показать историческую ретроспекцию развития сложившейся системы мировой арт-индустрии, предпосылки возникновения задач организации управления производственными процессами в искусстве, структуру производства и потребления продуктов искусства. Кроме того, он знакомит с базовыми категориями рынка и рыночных отношений, вводит в круг и структуру функциональных обязанностей, указывает место и назначение российского менеджмента искусств, демонстрирует необходимость комплексного освоения базовых знаний в области истории и теории искусства, коммуникаций, психологии, маркетинга, финансов и собственно науки организационного управления.

Освоение данного курса позволит будущему специалисту ориентироваться в рыночной среде как в России, так и за рубежом, избирательно подходить к определению задач и выбору целей персональной профессиональной практики, понимать многогранность и комплексность деятельности в рамках выделенных задач и избранных целей, анализировать и выявлять перспективные направления развития жанров и видов искусства, и конкретно производимых продуктов, безошибочно проектировать способы их создания и реализации, с учетом разительного различия в состоянии отечественного и зарубежного (мирового, континентального, межстранового, регионального и местного) социумов.

Следует также указать, что эта серия «секреты профессии Московской школы антрепризы и арт-менеджмента имени С.И. Зимина» состоит из шести книг, и кроме этой в неё входят также «Гастрольно-передвижное дело», «Экономика и финансы субъектов арт-индустрии», «Продюсерское мастерство», «Русская опера и достижения антрепренеров Москвы (1885-1925)» и «Кросскультурные коммуникации и управление». Четыре первых тома составляют базовый объём профессиональной подготовки соответствующего специалиста. Пятый является иллюстрацией отечественного исторического опыта и великих достижений предшественников, родоначальников школы. Шестой содержит знания, без которых невозможно плодотворное межкультурное взаимодействие. Поэтому рекомендуем: не перепрыгивайте от одного понравившегося названия к другому, показавшемуся более интересным. Это ни к чему хорошему не приведет. Чтобы полноценно овладеть базовыми секретами профессии, их необходимо изучать постепенно шаг за шагом в представленном порядке.

Однако даже если вам удастся просто вдумчиво проанализировать содержание работ всего цикла, то это будет ваш большой успех, поскольку вы уже не сможете спокойно относиться к той серости, которая вас обыденно окружает. Вы больше не сможете спокойно наблюдать беспомощность нынешних управленцев вообще и управленцев учреждений культуры и искусства в частности. Вы иначе станете воспринимать сценическое и киноискусство, будете другими глазами смотреть на музеи и галереи, совершенно точно пересмотрите своё отношение к всевозможным конкурсам и фестивалям, библиотекам и архивам. И, наконец, вы поймете, что «ярмарка тщеславия», буйно проросшая в обществе через обезьянье телевидение, никакого отношения к истинному искусству, его развитию и арт-индустрии в целом отношения не имеет.

А то, что есть, не от большого ума!

Введение

Слово «менеджмент» имеет английские корни и дословно переводится на русский язык как «управление».

Управление художественным творчеством и создание перспектив его общественно-публичного развития называется «арт-менеджментом».

Управление появилось на заре человечества, когда в группе людей возникла потребность решать совместные задачи для выживания. Где есть или появляется потребность в совместной деятельности, даже если это всего лишь два человека, среди них всегда один будет главным – управляющим, другой – исполнителем.

На протяжении истории роль и количество управляющих возрастало, что дало основание развитию системы управления, а также появлению самоценной области науки и самостоятельной группы профессий. Соответственно создавалась государственная, корпоративная, кооперативная, общественная и частная системы управления. Благодаря чему, к примеру, возник институт государственных служащих, которые в одних случаях от имени, по поручению и через систему назначений властных лиц, в других – реализуя выборное право, управляли городами, районами, регионами или страной в целом, межгосударственными объединениями и международными организациями.

Точно также параллельно, особенно активно начиная со второй половины XVII века в связи с появлением парового двигателя и активным развитием машинных механизированных средств производства, не менее активно стали развиваться институты администраторов производства, коммерческих и антикризисных управляющих, а также специалистов-консультантов в области управления, и т. д.

Как это соотносится с управлением художественным творчеством?

Божий дар – изобретать и творить!

Такой же Божий дар – управлять!

Поэтому научить управлять невозможно, можно только научиться. Учатся этому миллионы! Личностями (капитанами) становятся единицы, поскольку только персональная ответственность развивает деловые качества личности. Управление предполагает практическое обучение каждый день, каждый час на протяжении всей дееспособной жизни конкретного человека!

Откуда же появилось управление творчеством?

Оно появилось в далекие времена, и было связано с двумя общими процессами:

– осознанием себя как человека, своей окружающей среды, своих сил и своих неограниченных возможностей благодаря уникальной способности мыслить, представлять и созидать;

– развитием материальных возможностей общества в целом, что позволило выделиться творчеству в отдельный вид человеческой деятельности на условиях понимания его всеобщей пользы, что заставило общество искать реальные способы его (творчество как отдельный вид человеческой деятельности) общественно содержать.

А что же такое персонификация?

Это сложение своих каст и кланов.

Понимаю, что это нужно объяснить!

Возьмем, к примеру, сценическое искусство. Здесь в одиночку создать великое творение априори невозможно. Театр – искусство коллективное! Поэтому обязательно нужна группа единомышленников и сплоченный творческо-производственный состав сотрудников, вдохновленный, воодушевленный и одухотворенный одной уникальной художественной идеей, решающий конкретные организационные и постановочные задачи. Так выстраивается, к примеру, свой творческий клан.

Творчество выполняет множество функции, среди которых наиболее актуальны следующие:

– передача знаний;

– передача опыта;

– передача эмоций и впечатлений;

– передача способов мышления и порядка действия (клише и матрицы);

– воспитание гражданина.

На основе изобретательства и творчества на заре человечества появляются первые специфически одухотворенные театральные действия: шаманство и разнообразные религиозные обряды, которые сквозь века доносит фольклор: танец с томагавками и другими атрибутами человеческой деятельности, изотерический театр, пластический театр, мимический театр, театр масок, кукольный театр, театр ростовых кукол и т. д.

Принцип «хлеба и зрелищ» не возник ниоткуда и никуда не исчезал! Он – не привилегия, к примеру, правителей Древнего Рима. Потребность в его употреблении была всегда и возникает у любой управленческой привилегированной касты любого общественного конгломерата, достигающего определенного уровня своего развития. Как только складываются соответствующие экономические и политические условия, его вспоминают, достают из анналов истории, восстанавливают, адаптируют под конкретную ситуацию, поощряют и поддерживают! А соответственно, таким именно образом, им и через него управляют!

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке