Сталинград. Том третий. Над нами мессеры кружили - Воронов-Оренбургский Андрей Леонардович страница 4.

Шрифт
Фон

…Ему было хорошо. Разлившийся по жилам хмель размывал и туманил предметы в комнате: телефон с коммутатором, соединявший его со штабом дивизии и непосредственно с генерал-майором Штуммером, шторы с пышными вино-красными рюшами и кистями, настенный ковёр на котором красовался его парадный, с одним серебряным полковничьим погоном эсэсовский чёрный, как безлунная ночь, мундир, на совесть отутюженный денщиком Вейсом, бутылки с наклейками на стойке буфета, книжные полки, фотографии в рамках на белой стене, – реальные предметы отступили в тень, в глубину. А из прошлого отчётливо, ярко – руку протяни и достанешь – приближались лица боевых товарищей, курившиеся дымами развалины не то вокзала, не то сортировочной почтовой станции, сгоревшее дерево без вершины, чуть далее на обочине покорёженная корма русского танка Т-34, обугленные трупы «иванов»…

Глядя на дорогое, в кожаном тиснёном переплёте берлинское издание «Майн кампф», он вспомнил старое время, когда всё только ещё начиналось…

* * *

То было бурное, беспокойное, но деятельное время больших возможностей.

…Уже в 1921 г. в помощь Национал-социалистической партии, сокращённо НСДАП – были созданы штурмовые отряды СА. Их руководителем после Эмиля Мауриса и Ульриха Клинча стал Герман Геринг.

Создавая СА, будущий фюрер имел дальний прицел. Ведь сама гитлеровская партия была в ту пору достаточно «боевой» – в прямом смысле этого слова и вполне могла «охранять» себя и подавлять противников. Даже в конце 20-х годов многие нацистские вожди (только не Гитлер!) ничем не гнушались: к примеру, били стульями и железными прутьями по головам инакомыслящих. Не смотря на бесконечное попустительство веймарской полиции, у всех у них было множество «приводов», они платили щтрафы за «нарушение общественного порядка» и т. д.

Многие обыватели – наивные души, политики – либерального толка задавались вопросом: «Зачем нужно создавать столь дорогостоящую структуру – СА?» «По сути, собственное войско?!»

Однако, если кто и задавался тогда такими вопросами, то только не юный Отто. Он быстро разобрался и правильно понял замысел Гитлера: тот дал крупному слою немцев, околдованных «магией строя», «счастье маршировать в строю».

…А «строй» и «военная дисциплина» в крови у немцев со времён Крестовых походов! «Строй» был издавна окутан в Германии множеством легенд: сказанием о мужском воинском сообществе и о мужской силе, преданием о «равенстве и братстве»: мол, люди в одинаковых ратных одеждах и в одних шеренгах, объединённые одной идеей – есть высшее проявление социальной справедливости! И правда, военизированный строй привлекал возможностью целенаправленной жизни во имя большой государственной идеи. «Строй» наконец давал действенную защиту простому, «маленькому человеку». В те суровые времена маленький человек в Германии, а особенно деклассированный элемент, только что снявший шинель, чувствовал себя беспомощным и беззащитным. У него не было сил и воли в одиночку бороться с циклопически огромным враждебным миром, зато в «строю», «на бравом марше» – он был силён и храбр, как лев. Вдобавок в любом «строю» за него думали и отвечали опытные начальники, которым хотелось повиноваться и слушаться, перед которыми хотелось показать себя с лучшей стороны, выслужиться, быть замеченным, а если надо, если будет приказ, то и умереть. Именно на этой основе Адольф Гитлер, хороший знаток человеческих душ, и создал своё государство. В этом сплочении нации, по принципу «осиного роя» – «один за всех и все за одного», – и кроется феномен покладистости, и секрет дисциплины подданных в любом тоталитарном государстве.

Создавая СА, Гитлер опирался на опыт военизированных организаций, возникших в Германии сразу после окончания войны, на опыт фрейкоров и их девиз: «Тот, кто не с нами, тот против нас».

В январе 1923 года был созван первый имперский партийный съезд. Именно «имперский», хотя партия нацистов существовала не в Германии, тем паче не в «империи», а лишь в Баварии, точнее, в Мюнхене. Но будущий фюрер, как уже отмечалось, заглядывал далеко вперёд, был прозорлив и всё делал, так сказать, «на вырост».

Отто радовался и гордился со своими друзьями – сверстниками, когда в 1922-23 годах оформилась и символика нацистов. Они заимели свой флаг – багровое, цвета крови полотнище, а внутри белый круг с паукообразной свастикой, кстати сказать, совершенно неизвестно, что символизирующей для подавляющего большинства немцев, но впечатляющей, магически действующей и интригующей своей зловещей загадочностью. А главное, «своё» приветствие: «Хайль Гитлер!». О форме тогда даже не мечтали, поскольку на том этапе не было должных материальных возможностей. С ростом партии, её боевых отрядов и приданной ей военизированной организации СА, проблема финансов возросла до небывалых размеров.

Гитлер активно искал богатых спонсоров – меценатов, и он их нашёл. По-первости это были жёны богатых баварских промышленников: Хелена Бехштейн (всемирно известная фирма «Рояли Бехштейна»), Гертруда фон Зейдлиц (финская бумага), фрау Брукман (крупная издательская фирма). Помогало Гитлеру также очень богатое семейство издателей Ханфштенглей (книги по искусству). Через первых, Гитлер познакомился в то же время с промышленниками – миллионерами Борзигом, Гранделем, Фрицем Тиссеном – эти воротилы индустрии начали исправно помогать – платить Гитлеру и в марках и в твёрдой валюте. Дальше, больше. Чем сильнее становилась нацистская партия, чем крепче она наращивала мускулы и политическое влияние в стране, тем больше становилось тех, кто хотел ей помочь.

Был среди таких «охотников» и старый барон Альбрехт Ганс Фридрих фон Дитц – отец Отто, который не хуже наследника, чувствовал «куда дует ветер» и «держал ухо востро». Ещё бы!..Страна задыхалась от репараций союзников, сумма которых была определена в апреле 1921года – 132 миллиарда золотых марок! Дьявольская инфляция нарастала с каждым часом, безработица также. Людей охватывала апатия, отчаяние и жуткая депрессия. Чиновничество тоже «бросало поленья в огонь общего недовольства». Оно жаждало вернуться к традиционной преступности своего слоя.

«Демократию, – писал известный историк фашистской Германии Карл Дитер Брахер, – в Веймарской республике никто серьёзно не рассматривал. Её метко называли «трудной идеологией» и этим выразили тот факт, что авторитарная, или диктаторская форма правления кажется гражданам, жаждущим порядка, защиты и справедливости, предпочтительней, нежели зыбкая демократическая система, построенная на бесконечных компромиссах, коалициях, кулинарных лобби и двойных стандартах…часто откровенно лживых и подлых…»

Роковым годом стал 1923-й. Уже в январе в Рур, дававший Германии 80% выплавки железа и стали, и более 83% угля, вошли французские войска. 1 июля 1923 года – 1 доллар стоил – 165 тысяч марок, 1 августа – 1 миллион марок, 1 – ноября – 130 миллионов марок. Вера людей в деньги, в собственность, в своё будущее круто поколебалась.

В этой обстановке произошла консолидация реакции в Баварии. Всё это необычайно воодушевило Адольфа Гитлера. Кроме того, железную уверенность в него вселил и закончившийся победой фашизма в Италии «поход Муссолини на Рим» в октябре 1922 года.

Вспоминая былое, полковник фон Дитц был далёк в этот час от политики и, право, не ставил себе задачей проанализировать те или иные этапы веймарской Германии в период восхождения Гитлера на олимп власти. Но так уж получилось: история фюрера и нацизма буквально вросла в германскую историю, которую оторвать, а тем более вычленить её из общего исторического потока было решительно невозможно…Стоит ли говорить о том, что их юное поколение, открыв рот, слушало своего неистового кумира и неустанно следило за стремительно развивающимися событиями в стране.

Между тем, сам Гитлер не сидел, сложа руки. Он был на зависть всем деятелен и подвижен, как ртуть. Его нацистские речи наполненные «огнём возмездия» и обоймой трескучих прагматических лозунгов, зажигали огромные массы немцев: в Берлине, Мюнхене, Дрездене, Магдебурге, Гамбурге, Шверине, Лейпциге – словом по всей Германии. И вскоре, истерзанный ударами судьбы и бездольем, немецкий народ стал видеть в нём своего мессию – спасителя, полубога.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке