– За первый год работы лаборатории мы зафиксировали семьдесят шесть связей состояний. За следующий год еще сто сорок три. На сегодняшний день этих связей официально зарегистрировано восемьсот пятьдесят одна.
– Вы хотите сказать, – произнес парень в очках, сидящий на третьем ряду, – Что вы открыли перемещения во времени?
Руку парень не поднял, однако Роман не возражал – ему было достаточно того, что парень еще не покинул аудиторию со словами «чушь это все собачья».
– Ну, так однозначно я бы заявлять не стал. Но я уверен, что это неслучайно. А теперь представьте, просто вообразите на минуту, что мы правы, – от эмоционального возбуждения Роман стал интенсивно жестикулировать, – Представьте, что эти связи – это действительно межвременные туннели. И по ним могут перемещаться материальные объекты. Нам с вами остается только открыть эти туннели.
Роман замолчал, и в аудитории воцарилась тишина. Студенты переваривали информацию. В воздух взлетела рука девушки в желтом платье, до этого не отводящей взгляд от экрана с иллюстрацией связей состояний.
– Роман Сергеевич, если мы собираемся говорить о путешествиях во времени с научной точки зрения… Во-первых, работ по этой теме не так уж много. А все те, которые я читала, ссылаются на гипотезу Эйзера. С тех пор, как он ее сформулировал, никто ничего нового не открыл…
– Что за гипотеза такая? – спросил парень в очках.
Роман взглянул на план лекции, в котором следующим пунктом значилось «Эйзер». Потом поднял глаза на студентку, задавшую вопрос. Да, похоже, он их недооценивал.
– Поднимите руки, кто знает, о чем идет речь, – попросил Роман.
Руки подняли четыре человека, включая девушку в желтом.
У остальных на лице было искреннее замешательство. От нового приступа волнения сердце Романа снова стало биться учащенно. Он вытер со лба пот тыльной стороной ладони и нажал на кнопку переключения слайдов. На экране появилось множество картинок. Студенты несколько секунд непонимающе переводили взгляд с экрана на Романа и обратно. Наконец, кто-то с задних рядов спросил:
– Это что, фильмы?
– Да, – сказал Роман, приложив усилие, чтобы голос его не дрожал, – Это постеры фильмов. Кто может сказать, что у этих фильмов общего?
В статье про то, как вести лекции, было написано, что нужно как можно больше вовлекать студентов, задавая им вопросы. Там, правда, не было написано, что делать, если вовлекаться они не захотят, а вопросы будут игнорировать.
Студенты все как один внимательно посмотрели на экран. На нем были постеры «Звездного пути», «Эффекта бабочки», «Пиджака», «Двенадцати обезьян»…
– Легко. Это фильмы про путешествия во времени, – донеслось с задних рядов, и на этот раз Роман успел уловить, кому принадлежала реплика – бледному темноволосому парню, который сполз на стуле так низко, что над столом виднелась лишь его голова.
– Да, все верно, – сказал Роман и снова нажал на кнопку.
Картинки на экране задвигались и разделились на две группы – первую, совсем небольшую, и вторую, в которой собралась основная масса фильмов. Студенты изучили расположение постеров и опять посмотрели на Романа, требуя объяснений. Вместо этого он снова решил задать вопрос аудитории:
– А что общего у фильмов каждой из этих двух групп?
Роман терпеливо подождал, пока кто-нибудь сформирует ответ. И первой руку подняла, конечно, девушка в желтом. Она начала говорить, не отводя глаз от экрана:
– Я думаю, в них разные принципы путешествий во времени.
– Совершенно верно, – Роман улыбнулся, но быстро сменил выражение лица на нейтральное. Он не хотел, чтобы студенты подумали, будто он завел себе любимчика – статья о ведении лекций этого не рекомендовала. Но, кажется, он опоздал. Бледный парень с задних рядов сказал:
– А можно объяснить для дураков?
По аудитории прокатилась легкая волна смешков. Роман поспешил снова привлечь внимание и подошел к экрану.
– Подходы к описанным перемещениям во времени в этих фильмах действительно разные. В таких фильмах, как, например, «Эффект бабочки», «Петля времени», «Назад в будущее», изменив что-то в прошлом, вы меняете настоящее. В «Петле времени» человеку в прошлом отрезали пальцы, а в настоящем они пропадали один за одним. В «Эффекте бабочки» герой возвращался в прошлое, менял что-то и, вернувшись в настоящее, видел последствия своих действий. Люди, которые погибли в прошлом по его вине, теперь оказывались мертвы. У него самого появлялись шрамы от полученных в прошлом травм. В «Назад в будущее» Марти, вернувшись в настоящее, обнаружил, что из-за его действий в прошлом его отец теперь успешный бизнесмен. Еще раз зафиксируем, что во всех этих фильмах действия, совершенные путешественником в прошлом, изменяют будущее.
Роман перешел к другому краю экрана и указал рукой на группу из четырех постеров. Она включала «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Терминатор», «Жена путешественника во времени» и «Интерстеллар».
– Что касается путешествий во времени в этих фильмах, то ситуация несколько другая. Все последствия путешествий в прошлое, все изменения, которые путешественник в прошлом совершит, уже могли наблюдаться им в настоящем, еще до путешествия.
Девушка в желтом платье кивнула. Парень в очках, наоборот, помотал головой.
– Простите, ничего не понял.
– Сейчас объясню на примере. «Гарри Поттер и узник Азкабана». Гарри, защищаясь от дементоров на берегу озера, в какой-то момент видит серебристого оленя. Он думает, что это его отец. Но позже переносится в прошлое, в момент нападения дементоров, и сам вызывает патронуса в виде оленя. То есть, переместившись в прошлое, он не изменил будущее. Он лишь «подтвердил» его. «Терминатор». Кайл Риз отправляется в прошлое, чтобы предотвратить смерть матери Джона Коннора, который возглавит человечество в войне с машинами. Кайл и Сара влюбляются друг в друга, и тот становится отцом Джона. Кроме того, как мы выясняем во второй части, оставленный в прошлом чип из головы терминатора, становится основой исследования, благодаря которому и появляются терминаторы. «Жена путешественника во времени». Главный герой видит себя из будущего, на полу, с пулевым ранением в животе. Но даже зная, что ему уготована такая судьба, он не может ничего изменить. Позже он получает эту пулю и переносится в прошлое, в тот самый день. В «Интерстелларе» герой Макконахи думает, что через книжный шкаф с ним пытается связаться некая высшая раса. А потом оказывается, что это он сам, перенесшийся в прошлое. Понимаете?
Студенты молчали.
– В научной фантастике это называется «Хроноклазм». Хроноклазм прямо противоположен эффекту бабочки, при котором любое воздействие на прошлое оказывает немедленный лавинообразный эффект на будущее. Это ситуация, при которой путешественник во времени, конечно, может оказать на прошлое определенное воздействие, но последствия не появляются в настоящем как по мановению волшебной палочки, потому что они уже присутствуют в настоящем. Мы уже наблюдаем последствия всех путешествий в прошлое, которые когда-либо будут совершены.
– То есть, переместившись в прошлое, ничего изменить нельзя? – спросил бледный парень.
– Именно! – сказал Роман.
– А при чем здесь Эйвер? Или как его там? – спросила симпатичная блондинка, сидящая почти в самом центре аудитории.
– Эйзер, – сказала девушка в желтом, – Он здесь при том, что в конце двадцатого века написал множество научных работ, основанных на собственной гипотезе. И его гипотеза в общем-то похожа на то, что мы видим в фильмах из первой группы. Я все правильно говорю, Роман Сергеевич?
Это уже попахивало явным подхалимством, но Роман не стал заострять на этом внимания.
– Да. Эйзер научно обосновал свою гипотезу, согласно которой при каждом перемещении во времени создается отдельная параллельная вселенная, где события развиваются уже по-своему, – сказал Роман и начертил на экране линию, обозначающую время. Затем дополнил рисунок дугой, символизирующей прыжок в прошлое. Из конца дуги он прочертил еще одну линию-аппендикс, параллельную основной прямой, – То есть мы можем прыгнуть в прошлое, что-то там изменить, а вернувшись в настоящее увидеть последствия этих изменений.