— Паолино, негодный мальчишка, куда ты пропал? Обедать давно пора!
— Мама, — вместо ответа спросил Паоло, — а зачем слону дробина и что такое общее угнетение биоценоза?
— Боже мой, мальчик, откуда такие слова?
— А тут вот сидели какие-то дяденьки, и я слышал, как один сказал, что все меры вроде сегодняшней — это дробина для слона, потому что у нас это самое угнетение. А что это значит?
— Это значит, — сказала Эмма, — что на Земле живет шестьдесят восемь миллиардов людей, и если каждый сорвет такую ветку, как ты сейчас сломал, то на Земле ни одного деревца не останется.
Паоло вспыхнул и кинул ветку в траву, но тут же передумал и поднял ее. Ветка была до половины ошкурена, верхушка с горстью еще не совсем раскрывшихся листьев уцелела. Паоло решительно перерезал ветку и протянул верхушку матери:
— На. Мы ее дома в воду поставим, а когда она корешки пустит, то посадим, и целое дерево получится.
— Хорошо, возьми ее с собой, может, не завянет.
— А другой конец я оставлю для копья. Все равно он без кожи уже не вырастет.
— Ну возьми.
Эмма поднялась с травы, следом с палками в руках встал Паоло. Эмма оглядела его с головы до ног.
— Ох, и извозился ты!
Паоло попытался стряхнуть со штанов приставший мусор, потер ладошкой рубаху, измазав ее еще больше, и наконец сдался.
— Ничего, — сказал он, — до дому доберемся.
— А людей не стыдно будет?
— Ну так что, ты вон тоже грязная.
— Где?
— Честно. Вся кофта перепачкана.
Эмма поднесла руку к глазам. Белый рукав кофточки был густо усеян чуть заметными черными крапинками.
— Гарь налетела, — оправдывалась Эмма, пытаясь сдуть с рукава черный налет. Но сажа села прочно и не сдувалась.
— Давай я почищу, — предложил Паоло.
— Не надо! — испугалась Эмма. — Ты своими лапами меня мгновенно в чучело превратишь!
— А другие сейчас тоже так? — спросил Паоло.
— Тоже.
— И все от одной трубы?
— От нее.
— Тогда хорошо, что дыма больше пускать не будут, — сказал Паоло, — жаль только, что это всего одна дробина.
2. БАБИЙ БУНТ
— Смотри, — сказала Юкки, — я на песок наступаю, а он вокруг ноги сухим становится. Это, наверное, потому, что долго под солнцем сушился, вот даже в море вымокнуть как следует не может. Правда?
— Точно, — ответил Дима и прибавил: — А у тебя следы красивые.
— Ага. Маленькие, и пальцы скрюченные, как у Кащея.
— Много ты понимаешь в собственной красоте! Не скрюченные, а изящные.
— Там царь Кащей над златом чахнет! Димчик, почему он чахнет?
— Реакции изучает соединений злата, а вытяжки нет, и вообще, никакой техники безопасности.
— Глупенький! Солнышко светит, а он про технику безопасности! Купаться будешь?
Выйдя из воды, Юкки повалилась в горячий песок.
— Уф!… Сумасшедший! Нельзя же так далеко заплывать!
— Но ведь ты впереди плыла…
— Так и что? Я, по-твоему, первой должна назад поворачивать? Домострой какой-то! Димчик, а я кушать хочу. Раз ты поборник древности, то добудь мне пропитание.
— Сколько угодно! — Дима шагнул вперед, сунул руку в воду, дернулся, зашипев сквозь зубы, а потом выволок на воздух крупного серого краба. Краб топорщил ноги и угрожающе поднимал клешни, стараясь достать палец врага.
— К вашим стопам повергаю, — сказал Дима, положив краба у ног Юкки. Юкки завизжала. Освобожденный краб боком засеменил к воде.
— Бедненький, — сказала Юкки, перестав визжать. — Как ему трудно идти. Пусти его в море.
— Это моя добыча. Сейчас мы будем его есть.
— Я не хочу его есть. Я хочу вкусное.
— Вкусное лежит в гравилете. Можно принести…
— А все-таки хорошее место, — говорила Юкки через полчаса. — Бесконечный берег и ни одного человека. Даже следов нет, только то, что мы натоптали. Слушай, мы, наверное, улетели в прошлое, и на Земле никого нет, только крабы.
— И скорпионы.
— Где?
— Не знаю… Просто в Девонский период кроме крабов на Земле жили скорпионы.
— Ну вот, всегда ты так. Только никаких скорпионов здесь нет, потому что сейчас не Девонский период. Вон пень лежит.