Я вижу свет на кухне
сквозь сон и полумрак,
и слышу чей-то шаг,
и знаюэто служанка
пришла топить очаг,
чтобы тепло сберечь,
чтобы гудела печь,
золу выгребает прочь,
огонь разжигаети молча
опять уходит в ночь.
Я вижу, как печально
молчит она всегда
о том, что прошли года,
что руки по локоть в саже
и голова седа.
Она же без лишних слов,
наш согревая кров,
нас, как родных сынов,
любити пишет на пепле
слова прекрасных строф.
Я знаю, нет у старой
ни денег, ни друзей
и достается ей
вместе с хлебом насущным
ругань чужих детей.
Но часто бывает так:
всеми презрен бедняк,
а сам он и добр и благ
ибо огонь согревает
только тех, кто разжёг очаг!
Стефаунссон Халлдор (1892-)исландский писатель, мастер социального рассказа. Его первый сборник рассказов «В немногих чертах», 1939. В последующих рассказах, социальные мотивы занимают заглавное место«Сметь на третьем этаже»,1935 и «Одно воспоминание»,1942. В 1962 году вышел его сборник «Коричневые руны».
Отрывок из рассказа Халлдора Стефаунссона «Страх»:
« Бьодн идет, сказал человек с пилой.
Где?
Сюда идет? спросил человек за верстаком.
Да, сюда. Вот счастье-то привалило. Как бы оно нам боком не вышло. Опять задираться будет.
Мы его не трогаем, и дела нам до него мало, сказал тот, что заколачивал гвозди. Мы вроде как и не видим его.
Не видим Хм! Легко сказать! Сейчас как заведется!
Кажись, он не в восторге от нашей работы.
Главноене спорить с ним, сказал тот, что забивал гвозди, а прикинуться, будто мы со всем согласны»
Стефаун фра Хвитадаль (1887-1933)исландский крестьянский поэт. Его первые стихи воспевают молодость, весну, любовь («Песни странника», «Песни одинокого пахаря»,1921). Эти произведения отличаются тонким лиризмом и особенной простотой. Поздним стихам Стефауна характерны религиозные мотивы (сборник 1927 г. «Гуси»).
ОНА МЕНЯ ПОЦЕЛОВАЛА
Вновь я слышу любвипеснопламенный лад,
вновь я вспомнил твои чары, чудо-закат,
и осенних лесовкраснобархатный зал,
где с улыбкою день, как святой, угасал.
Был я слаб и убог, я в отчаянье жил, был я сир, одинок
я о смерти молил:« Где ж ты, чудище, где, смерть, бесчестный игрок?»
Но предстал предо мной светлой радости бог!
Прочь вы, призраки зла! Прочь, ночная напасть!
Смерть во тьму отползла, смехом выщерив пасть.
Я люблю и любим! Мне и смерть нипочем!
Улыбается май под сентябрьским лучом.
Улыбаешься ты. Я смеюсь и пою.
Снизошла с высоты песня в душу мою.
Был я в лес принесен, как на крыльях огня.
Ты, царица, пришла, ты целуешь меня.
Я зарей осияни одет, как в парчу.
Я от радости пьян, и вот-вот я взлечу.
Я и солнце весны. Я и счастья волна.
Я и клятвы любви. Я и рядом она.
Поцелуи твои драгоценнейший дар,
и в словах о любви песнопламенный жар.
С той поры я живу, и пылаю в огне с той поры,
как пришла ты, царица, ко мне.
Счастье в сердце моем, я мечтою богат.
Полыхает огнем чародейный закат.
Если говорить о драматургии, то надо вспомнить именаЙ.Сигурионсона (1880-1919) и его преемника Г. Камбана (1888-1945). Первый прославился своими психологическими пьесами на мотивы народных преданий («Горный Эйвинд»).
Среди исландских писателей большой интерес представляет творчество Сигурионсона О. Й. (1918-). Он был из фермерской семьи. Его первые работы были для детей (сборник «У лебединого озера»).
Крестьянской жизни автор посвятил романы«Тени хутора» (1936). «Гора и мечта» (1944), «Земля весенних заморозков» (1951). Проблемы творчества автор раскрыл в произведениях«Ведет ли путь туда?», «Часовой механизм» (1955), «Гнездо» (1970), «Осколок стекла» (1970). Критики отмечают реализм его произведений, который сливается с лиризмом и тонкой грустью. В его произведениях можно найти размышления о судьбе родины, о связи поколений (повесть «Письмо пастера Бедвара» (1966)).
О. Сигурионсон «Часовой механизм»:
«Этими словами она закончила свою замечательную речь.
Бабушка поблагодарила за подарок, расцеловавшись со всеми женщинами и пожелав им всего самого хорошего. К моему величайшему изумлению, однако, я прочел во взгляде, которым она обвела часы, странное веселье.
Да! сказала она. Ценная вещица, ничего не скажешь! И, помолчав, добавила: Я уж, правда, перестала думать о времени, человек я теперь старый и ленивый»
Бедварсон Гудмундур (1904)исландский поэт. Родом из крестьянской семьи. Его считают певцом исландской природысборники «Солнце поцеловало меня», «Вечерние эльфы». Наряду с лирическими стихами, в своих произведениях затрагивал и политические моментымировые войны («Под полуночными небесами»,1944).
Стейнар Стейн (1908-1958)исландский писатель, которого считают основателем революционной поэзии (сборник «Горело красное пламя»). В своих поздних стихах он затрагивает философские вопросыо смысле жизни (сборник «Стихи»). Есть у поэта и сатирические стихи о кризисе культуры (сборник «Путешествие без цели»,1944).
Отрывок из романа «Ката»:
«Я спросила, не хочется ли ей поесть, но Вала, как я и ожидала, отказалась. Я сидела на кухне одна, ела спагетти, которые приготовила до этого, а когда закончила, Вала подошла ко мне и сказала, что наконец приняла решение: она все-таки поедет. Спросила, не подвезу ли я ее туда, где у класса проходит вечеринка перед танцами и где собрались встретиться ребята. Я ответила: «Конечно!» По дороге на Вогар Вала молчала, и я помню, что мне было не по себе: ее слова о том, что она боится, вдруг произвели на меня такое странное впечатление, и у меня закралось подозрение, что она что-то от меня скрывает. Ах, почему я тогда ни о чем не спросила!..»
В исландской поэзии второй половины 20 века было много писателей, которые искали свой путь в искусствеодни из них опирались на модернистские течения, другие придерживались старых реалистических традиций (Х. Сигфуссон, С. Дадасон, Й. Оускар). Критика этих лет отмечала и прозу Т. Вильхяульмсона, и драматургию А. Богасона.
Арнальд Индридасонизвестный современный исландский писатель, который прославился как создатель детективов. Его герои несут яркую психологическую авторскую проработку. Наиболее известны два романа Индридасона«Трясина» и «Каменный мешок», в которых главная роль отводится харизматичному комиссару Эрленду.
Арнальд Индридасон «Каменный мешок»:
«А он меж тем все чаще наведывался к хозяину, не пропуская и кухню, где она работала. Они говорили о том о сем, и долго ли, коротко ли, она рассказала ему про ребенкау нее девочка, скоро будет три года. Он ответил, что сам знает. Мол, расспрашивал про тебя разных людей. Тут-то она впервые и сообразилаон, оказывается, давно хочет познакомиться с ней поближе. Решила сходить за дочкой, та с детьми хозяина играла на заднем дворе»
Халдор Лакснес современный исландский писатель, лауреат Нобелевской премии. Его знаменитый роман «Свет мира» жизнеутверждающее произведение, воспевающее красоту окружающей автора северной природы.
Халдор Лакснес «Званый обед с жареными голубями»:
«Стемнело, и на пристани зажегся свет. Волна, образуемая сгибанием и разгибанием женских спин над бочками сверкающей сельди, по-прежнему отливала всеми цветами радуги. Освещенная электрическим светом, блестела сельдь, великолепная, как золото в Клондайке. На все это роскошное изобилие падал дождь.
К причалу подошли последние лодки. До рассвета больше никто не отправится в море. Но женщины безмолствовали, продолжая работать, чтобы к следующему привозу покончить с этим уловом. А работы им хватит на всю ночь»
Ирса Сигурдардоттирсовременная исландская писательница, которая познакомила мир с жизнью исландских моряковсборник рассказов «Моряки уходят в море».
Отрывок из романа Ирсы Сигурдардоттир «ДНК»:
«Будто специально усаженные по росту, они образовали своего рода ступеньки: самая маленькая сидела с краю, а рядом с нейдва ее старших брата. Один, три и четыре года. Они вели себя не так, как свойственно малым детям, не ерзали, не болтали свешивающимися с жесткого сиденья худенькими ножками. Новенькие ботинки неподвижно висели над натертым до блеска полом. На лицах детей не отражалось ни скуки, ни нетерпения, ни любопытства. Они сидели, молча уставившись на выкрашенную белой краской стену, будто там шел «Том и Джерри». Со стороны эта застывшая сцена выглядела как фотографиятрое детей на скамейке»