В обеденном зале они увидели трех неспешно завтракающих эльфов. Никто не повернул головы в сторону вошедших. Похоже, что они даже в собственную тарелку не смотрели.
Валентина быстро проглотила свой завтрак, находиться в обществе замороженных безэмоциональных существ ей было неуютно.
По дороге в покои принцессы она расспросила о письменных принадлежностях. В учебной комнате принцессы была грифельная доска и мел. Бумагу и чернила тоже принесут, писали здесь специальными палочками, по описанию, похожими на перьевые ручки.
«Что ж, неплохо», подумала Валентина, приступая к первому рабочему дню в качестве гувернантки для эльфийской принцессы.
7. Учебный процесс
Обучение принцессы проводилось в ее покоях. Как выяснилось, она редко их покидала, хоть это и не запрещалось. Просто все вокруг было изведано и от того неинтересно.
На занятия письмом и чтением на русском отводилось не менее двух часов в день. Еще было чтение на эльфийском, музицирование. Танцы, вокал и живопись были не каждый день.
Валентина начала с диагностики: ученица вполне грамотно говорила по русски, но писала печатными буквами и с ошибками, свойственными ученикам третьего класса. Гувернантка попросила ученицу написать свое имя на русском, а затем на эльфийском. Второй вариант был очень красив, витиеватые буквы сплетались в красивый узор. Значит, рука поставлена, нужно просто показать правильное начертание букв. Сначала по одной, потом слогами, чтобы запомнить правила соединения. Раенисса оказалась способной и усердной ученицей. К тому же некоторые буквы оказались похожи по начертанию на буквы на эльфийском.
С чтением все оказалось примерно так же. Читать девочка могла только по слогам, а техника чтения была на уровне первого класса. Что ж, достали хрестоматию, нашли самые простые детские сказки и принялись за чтение про Царевну-лягушку.
Но закончить они ее не смогли ни в этот день, ни на следующий. Принцесса задавала вопросы про волшебство в человеческом мире. Пришлось внепланово устроить лекцию по истории и культурологии. Рассказать, что сказкаэто не развлечение, но и не быль. Это рассказ о мироустройстве, как его видели древние люди. Все, что есть в сказкеотражение картины мира, в ней нет случайных элементов, каждый из нихсимвол, а каждое действиеритуал, смысл которого современный человек уже не видит, а древнему объяснения были не нужны.
Затем они долго спорили о том, смертной ли была Царевна-лягушка, и кем на самом деле был Кощей.
Эльфийка стала пересказывать свои мифы и легенды, которых она знала достаточно много. И они во многом по сюжету перекликались с теми, что были у людей. К примеру, "Сказ о Елиниэль прекрасной и цесаревиче Византийском Иоанне".
Только в человеческих сказках герой получал волшебный артефакт и прекрасную жену-царевну из другого мира. И жили они долго и счастливо. А в мифах эльфов жили они счастливо, но счастье пронеслось, как один миг. И после смерти любимого мужа царевна снова возвращалась к Кощею в заточение и жила там, пока снова не встречала смертного героя. Или сливалась с природой в поисках утешения.
У долгой жизни эльфов был один минусневозможность разделить жизнь с любимым человеком. Существовал специальный ритуал для того, чтобы бессмертный мог разделить жизнь с супругом из людей. В этом случае эльф жертвовал своей почти вечной жизнью ради того, чтобы прожить одну человеческую и состариться вместе с возлюбленным и, как в сказке, умереть с ним в один день. Полюбить же эльфа и жить с ним в согласии считалось большой удачей. Но случалось это довольно редко.
Браки между эльфами были договорными, заключались один раз и навсегда. Но при этом иметь отношения на стороне и даже вступать в брак с человеком не возбранялось. Основной супруг обычно не возражал и просто закрывал глаза на это небольшое увлечение на 1015 лет. Дети, рожденные от человека, также были людьми и оставались жить в человеческом мире. Они получали от родителей иммунитет, какие-то магические способности и чуть более увеличенную продолжительность жизни, но они так же старели и умирали, добавляя вечно юному родителю-эльфу горестных воспоминаний. Именно поэтому большинство эльфов старшего поколения старались не смотреть на людей, чтобы не множить свои печали. Да вот только и радостей им это затворничество не несло.
8. Уроки музыки
Валентина с удовольствием посещала занятия своей подопечной по музыке и вокалу. Вела их степенная эльфийка, по виду не больше тридцати лет, пепельные волосы собраны в пучок, как у завуча в ее родной школе. И взгляд у нее был точно такой же строгий, словно она спрашивала, почему молодой специалист Валентина Андреевна ведомости вовремя не сдала.
Альватак звали эльфийку, обладала волшебным голосом, ее речь журчала, как горный ручеёк, слушать ее пение было особым удовольствием. Она в совершенстве владела лирой, флейтой и лютней. Обычно Альва задавала ритм на одном из выбранных инструментов, а Раенисса подхватывала на арфе.
Музыка, которую эльфийки извлекали из своих инструментов, была прекрасна, как само мироздание. Валентине не хватало сил, чтобы оценить и передать весь эмоциональный спектр, который изливался вместе с мелодией. В ней была сила любви, красота природы и гармония Вселенной.
Но прекраснее всего было эльфийское пение. Звучали нежные мелодии, а Раенисса пела. Голос ее был сильным, хорошо поставленным, как у оперной дивы.
Иногда к ним на урок по музицированию заходила Аника. И тогда происходило волшебство: Альва играла на флейте, Раенисса пела сольную партию, а Аника аккомпанировала на арфе и иногда подпевала, вступая своим нежным звонким голоском следом за сильным голосом Раениссы.
Песни были такими, что в них была одновременно надежда, любовь, нежность и печаль этого мира. Гувернантка не понимала эльфийских слов, но они были неважны. Песня шла от самого сердца, и слушать ее нужно было не ушами, душой. Валентине нестерпимо хотелось плакать и смеяться, когда звучали эльфийские песни. И когда она перестала сдерживаться, слезы хлынули из ее глаз, принося покой и облегчение.
Хочешь тоже научиться играть? как-то спросила Альва гувернантку своей ученицы.
А разве я смогу так? Вы же десятилетиями оттачиваете мастерство, Валентина недоверчиво посмотрела на инструменты.
Твоя душа открылась нашей музыке, ободряюще улыбнулась эльфийка, в следующий раз я принесу тебе небольшую арфу, на ней обычно учат играть детей. Ее можно держать одной рукой, и она довольно проста в использовании. Просто влейся в поток, подчинись ему и отпусти голову. Музыка придет сама.
У нас это называют импровизацией, но прежде, чем начать что-то придумывать, человек должен несколько лет учиться играть по нотам.
Это потому, что вы, люди, играете головой, механически заучивая движения. А в эльфийской музыке нет нот, есть настроение, душа мелодии. Как только начинаешь ее чувствовать, поток подхватывает. Я уже видела, как ты откликаешься на нашу музыку, у тебя должно получиться.
Ко всеобщему удивлению, Валентина довольно быстро освоила игру на маленькой арфе. Она ловко перебирала тугие серебристые струны, любуясь своим инструментомбелым, с орнаментом из зелёных листьев и позолоченной подставкой. Стоило их небольшому оркестру собраться на урок, и начинали звучать первые аккорды, девушка закрывала глаза, и тоненький ручеек ее мелодии вливался в общий поток, дополняя и освежая его.
Кажется, эльфы все-таки общались между собой, так как слух о новой гувернантке для эльфийской принцессы распространился по городу. Только так можно объяснить то, что на их уроках стали появляться зрители. Кто-то заходил словно по делу, вернуть книгу или посмотреть вышивку, а кто-то оставался на весь урок, подхватывая песню или слушая диковинную сказку.
В основном приходили эльфийки разных возрастов, иногда молодые эльфы. Последние редко разговаривали, только приветственно кивали и устраивались на мягких пуфах.
Самым старшим из эльфов, посетивших их уроки в первый месяц пребывания Валентины во дворце, был Мирихар. Послушав в задумчивости их пение и покивав головой в такт, он достал инструмент, похожий на гусли, и его звуки влились в общий музыкальный поток, добавляя более сильные и мужественные полутона к полотну их мелодии.