ВК: Пишите до усчки!
ДС: Именно так!
Интервью с Б. В.
ВК: Здравствуйте, Борис. Выписатель, поставивший цель написать десять романов десятью различными способами. Расскажите подробнее, почему вам пришла в голову такая идея.
БВ: Все началось, когда я писал первый роман. На компьютере, как все нормальные люди. Я старался работать ежедневно, в одно и то же время, чтобы приучить себя к режиму. Но, видимо, организм у меня оказался какой-то неправильный. Как только текст «не шел», компьютер начинал меня бесить. Хотелось выключить его и писать от руки, или на смартфоне, лежа на диване. Как угодно, лишь бы не сидеть и не пялиться в эту душевысасывающую белизну экрана. Тогда я дал себе зарок: следующий роман напишу ручкой в тетради, и сразу как-то полегчало, появилась надежда. Самовнушение, конечно, но ведь вся наша жизньсамовнушение.
ВК: Сейчас работаете над четвертым?
БВ: Да. Второй написал авторучкой и был доволен, как слон. Третийисключительно на смартфоне. Сейчас четвертый наговариваю на диктофонэто для меня самое трудное, до нервной дрожи.
ВК: Вам не приходилось сталкиваться с негативной реакцией на такой подход?
БВ: О, еще как! Надо понимать, что для многих людей такие словосочетания как «написал роман», «что-то сделал»это уже красная тряпка. Они тут же кидаются: «А кто ты такой? Тебе кто разрешил? В мире, где не забыт еще Пушкин? А ну, сиди и не высовывайся!»
А тутроман, написанный на смартфоне. Разумеется, это истерика до небес. Они-то по всем правилам, с гусиным пером, за дубовым столом, а яодним пальцем, на диване. Я всегда так отвечаю: «Знаете, чем ваш идеальный роман отличается от моего графоманского? Мой существует». Я знаю людей, которые годами, десятилетиями «работают над романом». Попросишь показатьпоказать нечего. Или там такая чушь, против которой «Сумерки»как «Война и мир». Зато гусиным пером.
ВК: Какая-то объективная разница есть? Вывели для себя идеальный вариант?
БВ: В поиске. И мне кажется, что идеальный вариантсвоевременное варьирование. Но есть и нюансы. К примеру, эпические, масштабные сцены лучше всего создаются за компьютером. Сюжетные историиот руки. А психологическую прозу, например, мне удобнее писать на телефоне. Складывается ощущение, как будто такими мелкими, почти незаметными движениями аккуратно раскапываешь самую суть. В этом есть смысл. Телефон сегоднявещь глубоко личная. Люди ему доверяют все: самую интимную переписку, фотографии, дневники. Кому как не телефону проще всего доверить самые тонкие душевные материи?
Есть и другие доводы, более объективные. Например, небольшой экран, маленькая клавиатурка не располагают к тому, чтобы сильно распространяться. Поэтому сразу пишешь коротко, емко. Вместо двух-трех словодно, вместо длинной исповедикакой-то характерный жест, и так далее. Разумеется, в конце все перелезает в компьютер, окончательная редакциятам. И в этом тоже плюс: привыкаешь воспринимать свой текст в одном виде, а он вдруг предстает в совершенно другом. Поневоле что-то в нем эдакое обнаружишь, чего раньше не видел.
ВК: Итак, компьютер, телефон, авторучка, диктофон. Еще шесть. Какие планы?
БВ: Разыскиваю печатную машинку. Потомперо и чернильница. Ну а дальше пока не знаю, «десять» ляпнул от балды, теперь выкручиваюсь. Буду читерствовать. Планшет, карандаш, клавиатура со свайпом
ВК: В граните высекать
БВ: Ну, ежели до этого дойдет, буду высекать. А что? Представьте, как взвешено будет каждое слово! И как будут скрипеть зубами от зависти те, кто гусиным пером пишет? Вообще, я считаю, писатель должен быть всегда готов писать, в любой ситуации. А если, например, вы окажетесь на необитаемом острове, где ни пера, ни пергамента, а только смартфон, зарядка и розетка? Что, из принципа писать не будешь?
ВК: Охренеть, ситуация.
БВ: Нужно быть готовым ко всему!
ВК: Раз уж мы затронули тему мобильного писательства, поделитесь, каким софтом вы пользуетесь?
БВ: Перепробовал, наверное, всё: все клавиатуры, блокноты, заметочники. В принципе, будь желание, работать можно с чем угодно. Я по итогу пришел к следующему набору. OfficeSuiteодин из самых удобных офисов для Android. КлавиатураJbak2если есть голова и руки, можно настроить как угодно, добавить любые символы. Я перфекционист, поэтому меня покорила возможность сразу ставить «правильное», длинное тире и «правильные» кавычки-елочки. Плюс, уйма возможностей для работы с текстом: копировать, вырезать, вставить, выделить, управление курсором, шаблоны, горячие клавишида всего и не перечислишь. По возможностям запросто уделает физическую клавиатуру.
Ну и Dropsyncдля стремительной отправки написанного в облако. Для заметок, планирования, складирования материалов использую NimbusNote. Еще всем мобильным авторам советую установить менеджер буфера обмена, который сохраняет все, на чем вы нажали «копировать». Однажды эта штука спасет вам жизнь.
ВК: Вы упомянули, что сейчас наговариваете роман на диктофон. Что можете сказать о таком методе?
БВ: Я уже сказал, для меня это адский ад. Яписатель задумчивый. Мне надо ручку погрызть, в окно посмотреть. С диктофоном все это выливается в длиннющие паузы после каждого слова. Краснею, потею, бледнею, мычу, но постепенно осваиваюсь. Дисциплина ума повышается, учусь работать, не отвлекаясь. Вообще, каждый способ чему-то да учит, как-то да помогает продвинуться. Но после диктофона, конечно, правкивагон. Не говоря о том, что все перепечатывать.
ВК: Вообще, конечно, ситуация странная. Кино, например, шагает в ногу со временем. Визуальные эффекты, новые форматы съемки, 3D, 5D, а в писательстве любое новаторство заходит с огромным скрипом
БВ: Я бы еще, в отношении кино, сказал вот что: давно появилось направление такоефильмы, снятые на смартфон. Фестивали даже какие-то проводят. Я смотрел одну короткометражкубыл, признаться, потрясен. Визуальнопросто сказка, на iPhone какой-то снимали. Нет, если растянуть на простыню в кинотеатре, наверное, артефакты будут, но мы живем в век, когда фильмы смотрятся на небольших экранах компьютеров, на планшетах, на смартфонах. И вот для такого просмотраболее чем. Сценарий, конечно, барахло, но сама заявка, сам факт внушает уважение. То есть, люди захотелии сняли, не скуля под дверями продюсеров, там, министерства культуры и так далее.
ВК: Почему же в писательской среде новые возможности воспринимаются в штыки? Например, можно ехать в автобусе, в метро иписать роман, это ведь прекрасно!
БВ: Во-первых, как я сказал, если человек что-то сделалэто оскорбление и угроза для бездельника. Во-вторых, я вас уверяю, «кино на мобильник» в среде киношников костерят точно так же. В-третьих, кто у нас проходит по категории «писатель»? Это даже не сборная солянка, это винегрет, бурда. Если кино снятьтяжело, надо как минимум задницу от дивана оторвать, то книгу написать по силам каждому. Кто-то пишет серьезные философские вещи, кто-то беллетристику, кто-то добротную развлекуху, кто-то низкопробную хрень, кто-то «самовыражается», кто-то поучает, кто-то, кажется, просто спьяну жопой по клавиатуре попрыгал. Есть уникумы, которые умудряются везде успеть, адекватно переключаясь. Но в основном каждый сидит в своей нише и оттуда рычит. А все это сливается в сплошной гул.
Причем, в большинстве каждый считает, что он пишет единственно правильную литературу, единственно правильным способом. Каждый мнит себя true писателем.
ВК: А кого вы бы назвали настоящим писателем?
БВ: Знаете, есть группа «Адаптация», и у них есть одна песня, где есть такие слова: «Глупо рассуждать на тему, жив рок-н-ролл или нетмне по хй». Вот примерно так же я отношусь ко всяким спекуляциям на тему, где настоящее искусство, кто настоящий писатель и тому подобное. Люди, которые ведут эти бесконечные унылые разговоры, не делают рок-н-ролл, не пишут книг. Люди, которые делают рок-н-ролл и пишут книги, не находят времени на то, чтобы попусту сотрясать воздух. В конечном итоге вопрос ставится однозначно: тебе чего надо? Тебе нужно заслужить ярлык? Наклейку на лоб: «Писатель», или там «Рокнролльщик»? Или же ты хочешь на полном серьезе писать прозу и делать музло? Если человек пишет книгуя охотно поверю, что онписатель. Если человек визжит в комментах и постах о том, что литература не та и все пишут говно Ну, я охотно поверю, что этот человекговно.