Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Сказки одного Самайна файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Анна Фирсова, Александра ЗволинскаяСказки одного Самайна
Говорят, граница между нами и тем, чего мы боимся, тем, что может забрать нас, тоньше всего на Самайн.
Говорят, она истончается к этому времени, пропускает больше страха и мрака, чем весь остальной год.
Но правда в том, что ворота эти всегда нараспашку, где-то очень глубоко внутри каждого из нас они всегда открыты и всегда зовут заглянуть за черту. Просто большую часть времени у нас достаточно других дел, чтобы на них отвлекаться.
А когда приходит тёмное и холодное, нам больше некуда убежать от самих себя. И мы считаем, что наши чудовища приходят на свет, который устаёт от них убегать, замирает в тревоге и ожидании.
Мы много чего считаем: ритм собственного сердцебиения в кромешной темноте октября, летящий впереди нас, как птица; количество шагов от стены до стены в комнате, условно названной безопасноймол, здесь дом, здесь нас никто не тронет. Мы считаем, что кто-нибудь обязательно хочет нам навредить, схватить и утащить в неизвестность, обездвижить и обескровить.
Хорошая новость: чудовища с той стороны приходят не за нашими муками, а за нашей любовью.
Плохая новость: не существует чудовищ страшнее людей.
И вовсе не новость: у тебя всегда остаётся выбор, кем бы ты ни был.
Кто придёт к твоему огню
Витька вздрагивает и жмётся поближе к куцему костерку:
Чёрт, что ж так холодно-то? В прошлом году было теплее.
Костерок под его пальцами того и гляди затухнет, смятый ледяным ветром.
Сидящий по другую его сторону молча пожимает плечами. То ли не знает, то ли ему всё равно. Впрочем, ответа Витька и не ждал, а о том, что у них там не принято выкидывать слова в пустоту, просто забыл с прошлого раза. Как ни странно, это забывается быстро, даже если кажется, что забыть невозможно. Оно и хорошо, наверное, иначе все бы давно уже посходили с ума.
Как зарастёт граница, так и забудешь. Несколько дней, может, неделяи всё, как не было. Ещё какое-то время тебя мучает пустота, но и это быстро проходит. Чтобы в следующем году вернуться снова. Тожеза несколько дней, за неделю или, очень-очень редко, чуть больше. Чтобы опять пробрало до костей в тот самый первый миг, когда ты вспомнишь.
Когда почувствуешь, что на тебя смотрят. Рассматривают в упор или украдкой приглядывают, чтобы не получил слишком больно каштаном по лбу или локтём под дыхоб этом последнем ты вспоминаешь не сразу. Не сразу знаешь, что о тебе заботятся, как умеют, подкидывая мрачные песни, шурша листьями за спинойчтобы громче и ярче бежала по жилам кровь. Чтобы больнее. Чтобы осень проходила не мимопролетала насквозь. Чтобы была зиматьмою вокруг костра, ночью вокруг солнца. Взглядом, осторожным, украдкойровно так, чтобы ты не слишком быстро оказался уверен.
И ровно так, чтобы точно не смог не заметить. Зачем прятаться? Понятно жечтобы тебя искали. И обязательно, всенепременно нашли.
Не сразу, ой как не сразу ты вспоминаешь: у них совсем другие представления о том, что такое страх. Что напугать для нихвсё равно что рассмешить. Подарить что-нибудь. Зайти в гости, без предупреждения, но с тортом и пригоршней сказок. Что сказки на той стороне своиот них по коже бежит мороз, и темнота становится ещё темнее и гуще, и небо, где бы оно ни было, никогда не начинает светлеть.
Но обо всём этом ты вспоминаешь уже потом, после того, как сердце однажды ночью уходит в пятки, когда понимаешь, что по морозной улице за тобою шаг в шаг крадется кто-то, кого ты не видишь.
Слушай, может, уже пора? Или ты замёрзнешь, или я растаю.
Сидящий по ту сторону костра зябко ёжится, повторяя Витькино движение. Ему неуютно здесь так же, как Витькехолодно там: граница на то и граница, чтобы тревожно на ней было без исключения всем, каждому на свой лад.
Тревожно, но совершенно невозможно уйти.
Ещё чуть-чуть, отзывается Витька, уже на самые кончики пальцев ловя уходящий огонь. Лес вокруг них молчит. Может быть, он тоже запоминает эту морозную ночь с октября на ноябрь. Может, и он тоже очень не хочет её забыть. Ты никак не можешь остаться?
А ты? спрашивает Витьку лучший друг его детства: зловещее ночное молчание, ступеньки трухлявой лестницы, проломившиеся под ногами, волчий вой под окном, ветер, шумящий под покатой августовской крышей, куда-то запропастившийся талисман. Не сбившая машина, не загноившаяся болячка, руки, удержавшиеся за краешек крыши, вещий сон, всё-таки вернувшийся кот.
Страх, от которого чувствуешь, что живой. Тот, кто ведёт в темноту, чтобы сказать о свете.
Там у них, на той стороне, странные представления о любви.
***
Очередной порыв окончательно ноябрьского ветра всё-таки задувает огонь. Витька, глубоко вздохнув, покрепче сжимает в ладонях совсем ещё горячую свечку.
Он сидит на качелях во дворе и слушает, как с каждой секундой всё дальше отодвигается лесная тишь. Как темень прорезают пятна фонарного света. Как медленно и неохотно уходит тот, чьи глаза очень скоро Витька не сможет вспоминать даже во сне. Тёмные-тёмные и очень ясные глаза цвета ледяного осеннего омута.
Витька ставит свечку на землю и через почти уже растаявший лес бредёт к своему подъезду.
Не оглядываясь, чтобы не перестать раньше времени слышать очень осторожные шаги у себя за спиной.
Вопрос-ответ
Мы с Агатой начали эту игру случайно, сидя на поваленном дереве посреди леса, в который сбежали от всего и от всех. Мы с Агатой вообще часто куда-то сбегаем, мы странные.
Давай сыграем, просит Агата. Сейчас расскажу, ты поймёшь, мол, тебе понравится. Я недавно придумала, играла сама с собой, но это не то, очень хочу попробовать на двоих. Правила предельно простые.
Не вопрос. Что нужно делать?
Октябрь стелется под ногами, пробивается через горло, течёт по венам. Лесзолотой и тяжёлый, пахнет сыростью, лишает воли к сопротивлению: смотри, мол, тут у нас сейчас происходит чёрт знает что. Люди зовут это осень, я зову это смерть, на самом деле это просто возможность начать всё заново. Ты играешь?
Ну конечно же я играю, разве когда-нибудь было иначе?
Агата достаёт из рюкзака термос с чаем и пачку самого простого печенья. Вскрывает печенье, придвигает ко мне. Наливает чайное тепло в крышечку, отхлёбывает, закашливается.
Слишком крепкий, переборщила с заваркой. Не важно. Суть вот какая Я задаю вопрос, ты отвечаешь сразу, не думая.
Старо как мир.
Ага, не смотрит на меня, смотрит на лес перед нами, в котором дымка, пряная сырость, где-то запела птица и тут же смолкла. Смотрит в него, не мигая, как будто бы в пустоту, как будто бы себе в душу. Вздыхает. Только иногда ответы случаются очень уж интересные. Напримеротвечай, только быстро: кто прячется?
Мы.
Мы. Мы, конечно, кто же ещё, мы всегда прячемся, убегаем в лес зализывать раны, раз за разом одно и то же. Врать бессмысленно, ты видишь меня насквозь, лес видит меня насквозь, жизнь и смерть видят меня. Насквозь у меня обычно раны и музыка, в лесу у меня обычно костёр и странные разговоры с Агатой, вокруг у меня обычно то, что мне хотелось бы изменить.
Фил?
А? Извини, задумался. Что ты сказала?
Дальше, говорю, играть будешь?
Давай.
Штука в том, чтобы не давать себе размышлять. Вот, например, Агата задаёт самые простые вопросы и получает самые простые ответы, это она называет разминкой. Не врать ей получается не всегда, не врать себе получается лучше, хотя не все ответы мне хочется произносить даже мысленно.
«Где ты?» «Здесь». (И в голове эхом: «Пока»).
«Где граница?» «Внутри».
«Где переход?» «За спиной». («Всегда за спиной. Всё, на что тебе лучше бы не смотреть, а ты смотришь только ещё пристальнейза спиной».)
«Кто за тобой идёт?» «Тень».
«О чём молчит стража?»
Кто-то слушает нас очень внимательно, я чувствую это спиной, затылком, кончиками замерзающих пальцев и крыльев (как будто они у меня уже есть). Агата тоже чувствует, не подаёт виду, изобретает всё более странные вопросы обо всём на свете и не даёт мне прервать игру. Очень хорошо знаю этот сумасшедший блеск её глаз, означающий: «Дружище Фил, мы с тобой опять вляпались в какое-то непонятное волшебство. Круто же, правда?» Круто, о безумная моя муза, конечно, круто, только мы оба отлично помним по опыту, что любое волшебство, даже лесное, даже лесное самайнское, согласное терпеть наши неуклюжие игры в причастность, однажды закончится, а мы снова останемся тут одни.