Записки атеистаРассказы и повестиЮрий Берков
По мотивам романа «Новые кроманьонцы»
2008 г.
Предисловие
Эта книга является продолжением книги «Научная фантастика», в которой повествуется о развитии науки и техники будущего.
Здесь мой любознательный читатель познакомится с вопросами, мировоззрения, образования и воспитания в недалёком будущем. Эти вопросы не возникли вдруг, из ничего! Они являются неотъемлемой частью нашей истории и нашей современной жизни. Они непрерывно совершенствуются и развиваются.
Именно они являются мировоззрением автора, изучившего все философские системы прошлого и сделавшего свой окончательный выбор.
По мнению автора, только диалектический материализм является истинно научной системой, и именно он убедительно доказан всей историей развития человечества.
Действующие лица
Георгий Евгеньевич Раковский (возраст слегка за 40) космонавт космобиолог (опекун Саши).
Рита жена Георгия (около 40-ка лет) космонавт космобиолог.
Евгений Робертович Раковский отец Георгия (слегка за 70) доктор медицинских наук.
Александр Губерт (Саша) 17 18-и летний подросток, дальний родственник Евгения Робертовича.
Валера и Женя дети Георгия и Риты (18 и 17 лет).
Сергей Майоров студент-медик (5-ый курс), друг Саши.
Юля Пахомова невеста Сергея, студентка мединститута (2-ой курс).
Андрей Гевко студент-медик (5-ый курс), друг Сергея.
Ольга первая жена Андрея, студентка мединститута (2 курс)
Зоя вторая жена Андрея, инженер-конструктор.
Душа
Найск, осень, КСШ.
Занятия в конноспортивной школе шли у Сергея вполне успешно. Он уже довольно уверенно держался в седле, свободно переходил с шага на рысь и обратно, осваивал езду галопом. Юля оказалась хорошим тренером, а Сергей способным учеником.
Проскакав в хорошем темпе километра четыре, Сергей с Юлей поотстали от группы и спешились, давая отдохнуть Кумиру. Они шли по молчаливому осеннему лесу, взявшись за руки, дышали прохладным, напоённым влагой, воздухом, слушали шум изредка налетавшего ветра, шорох опавшей листвы под ногами, и им было хорошо вдвоём. В такие минуты Сергея тянуло на философию. Они шли и разговаривали. Обычно говорил Сергей, а Юля внимательно слушала.
Сегодня разговор зашёл о чувствах, о душе. Это была тема, которая волновала обоих.
Так что же такое, по-твоему, душа? спросила Юля. Религия утверждает, что душа наполняет человека, как аромат наполняет цветок. Что она есть у каждого человека и что она бессмертна. Я, например, чувствую, что у меня есть душа. И твою душу я чувствую.
Сергей усмехнулся, потом задумался.
Что тебе сказать? неторопливо начал он. Душа это конечно прекрасно, но с точки зрения науки существование бессмертной души недоказуемо. Наука не в состоянии ни подтвердить, ни опровергнуть существование того, что никак и ничем объективно не обнаруживается. Как невозможно прямо или косвенно обнаружить существование бога, так нельзя обнаружить и существование бестелесной и бессмертной души. Тут можно только предполагать и выдумывать. Но я могу спросить, а зачем человеку бесплотная и вечная душа? С точки зрения физиологии она ему ни к чему. Всё прекрасно функционирует и без неё. Все органы, все ткани и даже мозг.
Вот на счёт мозга я с тобой не согласна. Именно ему необходима душа. Я чувствую это. Чувствую, что душа где-то в голове, в груди, в сердце. Чувствую, что она наполняет меня.
Твои ощущения субъективны, они не могут служить доказательством. Они существуют, пока существуешь ты, и пока ты в сознании. Отключи сознание, и ты ничего не будешь чувствовать. Я могу согласиться с существованием души как комплекса ощущений в живом организме. Они возникают вследствие работы нашего мозга. Но существование души вне организма, вне протекающих в нём процессов, по-моему, абсурд. Это давний спор идеалистов и материалистов что первично, материя или сознание? Идеалисты утверждают, что первично сознание (разум, идея) и, что именно оно создало материю. Материалисты же считают, что сначала возникла материя, а потом уже появилось сознание. Они рассматривают сознание как процесс деятельности нашего мозга. А мозг занимается анализом событий и выработкой поведенческих реакций. Мозг управляет нашим поведением, но как он управляет им? А управляет он посредством желаний. Да, да! В основном человек делает то, что он хочет. Делать что-либо без желания или вопреки желанию, очень трудно. Это может привести к нервно-психическим расстройствам, эмоциональным стрессам, вызвать депрессию, злобу, агрессию. Если же это продолжается постоянно, то человек просто погибает как личность. Он старается забыться в вине, в наркотиках, совершает преступления, антиобщественные поступки, пытаясь дать выход накопившейся обиде, раздражению. Поэтому, если мы хотим, чтобы человек выполнял ту или иную работу хорошо, мы должны вызвать в нём желание её делать. Вызвать положительные эмоции, заинтересовать его.
Но причём же здесь душа? прервала его Юля. Всё это интересно с точки зрения педагогики, но не отвечает на мой вопрос.
Спокойно, остановил её Сергей, я уже отвечаю на твой вопрос. Скажи-ка мне, а каким образом возникают у нас желания? Почему нам вдруг чего-то захотелось? Юля пожала плечами. А вот, оказывается, продолжил Сергей, желания возникают в ответ на наши чувства, ощущения. Нам стало холодно возникло желание одеться потеплее. Нам стало голодно возникло желание поесть. Нам стало страшно возникло желание спрятаться или убежать, и так далее. Если бы чувства не вызывали желаний, то человек просто ничего бы не делал. Он был бы пассивен и обречён на гибель. Таким образом, чувства являются возбудителями желаний, а те, в свою очередь, побуждают человека к поступкам, к той или иной деятельности. Одни желания побуждают его к удовлетворению физиологических потребностей, другие к изменению среды обитания, третьи к изменению поведения.
Ну, допустим, что всё это так, согласилась Юля, но всё-таки, причём тут душа?
А притом, что за душу, мы принимаем наши чувства и наши желания. Вернее, то место, где они сосредоточиваются. А чувства наши и желания сосредоточиваются, в основном, в груди и в голове! Разумеется, я говорю о чувствах и желаниях поведенческого характера, связанных с анализом ситуации. Чувства и желания, связанные с работой наших внутренних органов, рождаются и ощущаются там, где возникает та или иная физиологическая потребность. Тут всё просто: хочется кушать, и в животе возникает чувство голода, в крови избыток углекислоты и возникает желание вздохнуть, устали глаза и хочется их закрыть. Но как быть с теми чувствами и желаниями, которые не связаны с нашей физиологией, где их разместить? И природа нашла для них место в нашей груди и в голове. Это и есть обитель так называемой «души». Сюда же входят и чувства, рождаемые нашим подсознанием, подкоркой головного мозга. Они не контролируются разумом, они не связаны напрямую с внутренними органами, с удовлетворением физиологических потребностей. Это чувства нежности, любви, красоты, симпатии, антипатии Вот, пожалуй, и всё.
Ты считаешь, что чувства любви и красоты связаны с подсознанием, а не с нашим разумом? спросила Юля.
Конечно. Наш разум тут не причём, уверенно заявил Сергей. Умом полюбить нельзя, а сознанием красоту не понять. Они идут, как говорится, от сердца, от души. Они рождены особыми гормонами, вырабатываемыми организмом под действием внешней информации. Например, чувство любви и красоты связано с половой зрелостью человека.
А что же, по-твоему, дети не чувствуют красоту или не способны любить? спросила Юля.
Способны, конечно, но не так как взрослые. У детей половых гормонов мало и эти чувства ещё не достаточно развиты, они как бы дремлют до поры, до времени. У них есть информация о красоте, заложенная в глубинах подсознания, но она должна вызреть, чтобы раскрыться по-настоящему. А с другой стороны, известно, что все одарённые люди: поэты, композиторы, художники, музыканты, отличались повышенной сексуальностью. Они особо остро чувствовали красоту и были очень влюбчивы, эмоциональны. Это подтверждается данными их биографий и данными медицинских наблюдений. Всё это говорит за то, что чувство красоты, талант, искусство вообще, напрямую связано с половой зрелостью, количеством гормонов в крови и подсознанием.