Я познаю мир. Русская литература - Мария Валентиновна Лахтина

Шрифт
Фон

Я ПОЗНАЮ МИР. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Детская энциклопедия

Предисловие

Уважаемый читатель! Если ты держишь книгу в руках, ощущаешь ее притягательную силу, значит, тебя можно уважать; читательвсегда уважаемый человек. Он оставляет ради чтения очень многое, но зато как бывает вознагражден! Ему подвластно всё: время, земля, небо, он выбирает себе собеседников и спутников, способен перемещаться в мечтах и наяву.

Как прекрасно стать читателем! Плакать и переживать, читая «Телеграмму» К. Паустовского, «Кусаку» Л. Андреева,смеяться над путешественниками М. Зощенко, жалеть и пытаться понять Маленького принца, замирать вместе с Ассоль: «Вдруг Грей не узнает ее в толпе!»

Как важно найти свою любимую книгу, необходимую именно сейчас, завтра, через год, автору которой веришь и преклоняешься перед его мудростью. Но чтобы найти такую книгу, надо искать, не отбрасывать в сторону попавшееся тебе произведение, а искать и думать. Возможно, предложенные здесь книги будут изучаться в школе на уроках литературы или на занятиях по внеклассному чтению. Но ты все равно обрадуешься им, как добрым знакомым. Каждая следующая встреча откроет больше, чем предыдущая, потому что произведение, которое не стоит перечитывать, вряд ли стоит читать и в первый раз.

Ну, что бы нам почитать?!

СКАЗКИ И СКАЗОЧНИКИ

Фольклоргероический эпос, сказки, легенды, песни, пословицы, загадкипоявился в глубокой древности, когда человечество еще не имело письменности. В сказаниях и песнях нашли отражение такие темы, как борьба человека с природой, его стремление обустроить свой быт, научиться добывать огонь, строить жилища, возделывать землю.

Живя в веках, фольклорные произведения вбирали в себя и новое мировоззрение, и черты изменившегося быта. Даже в наше время продолжают жить обновленные древние сказки.

Собирать и записывать фольклор начали в Европе около 300 лет назад, а изучением его занялись лишь в конце XVIII века. За последние полтора столетия были изданы такие замечательные книги, как сборник немецких сказок братьев Гримм, сборник русских народных сказок А.Н. Афанасьева, знаменитый сборник русских пословиц В. Даля, сборник сказок русского народа В.П. Аникина.

В XX веке многочисленные экспедиции разъезжали по нашей стране в поисках сказителей, сказочников, певцов, а писатели обрабатывали их рассказы. Появились разнообразные издания фольклорных произведений. Не только научные издания, но и книжки для малышей, сборники сказок, обработанные А.Н. толстым («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Гусилебеди», «Колобок»все, на которых мы выросли), Б. Шергиным, А. Платоновым (сказки Архангельского края), П. Бажовым (уральские сказания).

Сказки были самые разнообразные: они могли рассказывать и о животных (из таких сказок вышли басни), и о чудесных приключениях героев, и о ленивых, упрямых или глупых людях, о жестоких барах и жадных попах (такие сказки в наши дни положили начало анекдотам).

Волшебные народные сказки подвигли писателей на создание литературных сказок.

Из живительного источника народной сказки черпали вдохновение многие писатели и поэты XIXXX веков: Пушкин, Аксаков, Гоголь, Л. Толстой, Горький, Пришвин

Василий Андреевич Жуковский

(17831852)

В.А. Жуковский

Знаменитый поэт В.А. Жуковский, автор многих великолепных поэтических произведений, был также воспитателем императора Александра II, известного как царьосвободитель.

В.А. Жуковский родился 29 января (9. 02) 1783 года, умер 12 (24) апреля 1852 года.

Добрую память оставил он по себе и как писатель, и как человек. Природа наделила его большим поэтическим талантом. В своих звучных стихах Жуковский внушал людям, что жить надо благочестиво и добродетельно, что только при этом условии земная жизнь станет светлой и радостной.

«И жизнь и вселенная прекрасны!»восклицал Жуковский, и ему отрадно было в своих мечтах пожить с разными народами и в разных веках. Необычайно хорошо умел он передавать рассказы о старинных рыцарях, богатырях и царях Востока, героях Древней Греции. Получалось у него и красиво, и занимательно, и поучительно. Примерами тому служат его сказки «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее » известные баллады «Светлана», «Людмила», а также перевод «Одиссеи».

Молодой Пушкин написал замечательное стихотворение «К портрету Жуковского», которое можно назвать пророческим:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

У Жуковского был особенный талант общения. Достаточно вспомнить, как он блистал в одном из самых замечательных литературных обществ начала XIX века«Арзамас», куда входили многие литераторы, «други смелых муз», от самого Жуковского до лицеиста Александра Пушкина.

В 1812 году Жуковский стал издавать первую русскую фронтовую газету «Россиянин» вместе со своим товарищем А. Кайсаровым, которого знал еще с юных лет.

В 1825 году поэт написал мужественное письмо царю в защиту друга своей молодости Николая Тургеневадекабриста, приговоренного к смертной казни. Жуковский был также защитником А.С. Пушкина в разные годы, а в январе 1837 года он дежурил у постели смертельно раненного поэта, умирающего у него на руках. Жуковский следил за развитием таланта М. Лермонтова и Н. Гоголя. Может быть, о них написано его стихотворение « Воспоминание »:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

Любопытно сравнить сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Спящая красавица» французского сказочника Шарля Перро.

Ш. Перро опубликовал свои знаменитые волшебные сказки в конце XVII века. Снабдив. их нравоучением в стихах, он создал оригинальное произведение, оставаясь верным народной основе сказки. Его «Спящая красавица» хорошо известна читателям. В этой сказке старая фея, которую король с королевой не позвали на крестины своей дочери, обиделась на проявленное неуважение, ведь ей недосталось подаркаящичка из литого золота с ложкой, вилкой и ножом. Значит, причиной всех дальнейших несчастий явилась ее обида за неучтивость, поэтому сказку можно было рассматривать как нравоучительную. Чарами юной феи месть старухи была смягчена: принцесса должна была не умереть, а заснуть на сто лет; разбудить же ее должен был прекрасный принц. В назначенный час чары пали, и принц, прошедший в замок через волшебный лес, увидел, как проснулась не только восхитительная принцесса, но и придворные, и стража, и собаки, и лошади, и огонь в печи. Все завершилось всеобщим удовольствием и свадьбой.

В сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна» сюжет очень похож на сюжет «Спящей красавицы» Ш. Перро, но есть и существенные отличия: написана она в стихах, действие перенесено в царство доброго русского царя Матвея, о долгожданном ребенке сообщает царице ракпророк, приглашены одиннадцать фей из двенадцати, так как в царской кладовой было одиннадцать золотых блюд для подарка чародейкам, двенадцатое же блюдо оказалось украдено неизвестно кем (это уже рассматривалось не как нечаянная оплошность, а как настоящее безобразие). К тому же трехсотлетний сон должны были разделить с молодой царевной царьотец и царицамать, ведь они так ждали этого ребенка.

Как же мог Жуковский лишить их родительского счастья через пятнадцать лет после рождения дочери! Но триста лет прошло, и уже мало кто помнил о «богатом царском доме» в чудесном бору. И если бы царский сын не проявил личного упорства и выдержки, то неизвестно, чем кончилось бы дело. Но он узнал обо всем произошедшем, без труда прошел бором и увидел необычную картину заснувшего царского двора:

Тот как вкопанный сидит;

Тот не двигаясь идет;

Тот стоит, раскрывши рот,

Сном пресекся разговор,

И в устах молчит с тех пор

Недоконченная речь

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге