Валентина Сергеевна Краскова - Серые кардиналы Кремля

Шрифт
Фон

Краскова Валентина СергеевнаСерые кардиналы Кремля

ОТ АВТОРА

Реальная жизнь немногим отличается от хорошей фантастической сказки, если рассматривать ее изнутри, со стороны желаний и мотивов, коими руководствуется человек в своей деятельности.

А. М. Горький

Люди боятся умственной неволи, но они вдвое больше боятся отсутствия авторитета.

А. И. Герцен

Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от другихтем, что устранить он не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это всегда в его власти.

Марк Аврелий

Обычно толчком к осуществлению моих творческих замыслов является случай. Прежде, конечно, возникает идея, собираются и тщательно обрабатываются материалы. Но когда их становится достаточно для того, чтобы увидеть картину в целом, меня начинают одолевать сомнения: а нужна ли читателю такая книга? Ведь в последнее время о скандалах вокруг власть имущих не пишет разве что только ленивый.

Должна сразу оговориться: никогда не ставила перед собой цель собирать скандальные истории о высокопоставленных политиках и их окружении, копаться в грязном белье. Мне любопытно проанализировать и разобраться: как они живут; что руководит их поступками; кто или какие обстоятельства повлияли на их судьбы. Я не склонна идеализировать этих людей, представлять их какими-то особенными, резко отличающимися от простых смертных. По большому счету все мы движимы одними желаниями и страстями. Но ониавангард, и поэтому интерес к ним столь велик.

Поводом к написанию новой книги об обитателях Кремля послужила одна незначительная на первый взгляд встреча. На Белорусском вокзале я ожидала прибытия поезда. Рядом со мной на скамейку присела пожилая женщина лет семидесяти.

О чем могут разговаривать незнакомые люди? Суть нашей беседы была банальна и сводилась к следующему: раньшехорошо, сейчасочень плохо. Старушка рассказывала мне о своей молодости, о том, как все для нее в то время было легко и просто. Не нужно было думать о завтрашнем дне, не нужно было вступать в отчаянную схватку с жизнью, чтобы занять в ней должное место. Она жалела меня и все молодое поколение в моем лице; ругала нынешних правителей, отобравших у нее мечту о светлом будущем. Я не спорила, прекрасно понимая, сколь тщетно подобное занятие. К тому же все аргументы показались мне напрасными, едва только я посмотрела в разочарованные потухшие глаза моей собеседницы и разглядела затаенную в них обиду.

Прибыл поезд, мы стали прощаться.

 Всего вам хорошего,  сказала я.  Дай вам Бог никогда больше не испытывать разочарований.

 Бог?!  старушка презрительно прищурилась.  А какая польза от вашего Бога?

Она приблизилась ко мне и тоном заговорщицы добавила:

 Открыли церкви и разогнали партию. Кому от этого стало лучше? Коммунисты делали все, чтобы людям было хорошо жить. А эти, новые, которые сейчас на их месте, нас ограбили. Ваш Богэто легенда. Если бы он действительно был, то разве бы допустил то, что творится сейчас в стране?

Она не нуждалась в моем ответе, повернулась и сразу ушла. А я долго смотрела ей вслед, потрясенная ее словами. Я пыталась понять: к кому будут обращены мысли этой пожилой женщины в ее последний миг? А судя по всему, этот момент для нее не так уж и далек.

Буддийская мудрость гласит:

«Наша жизньследствие наших мыслей; она исходит из наших мыслей. Если человек говорит или действует со злою мысльюстрадание неотступно следует за ним, как колесо за ногами вола, влекущего повозку.

Наша жизньследствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит или действует с доброй мысльюрадость следует за ним как тень, никогда не покидающая».

Мысль материальна. Запечатленная на страницах книги, она останется надолго. С давних времен книги для того и создавались, переписывались, чтобы сохранить то, что уже появилось на свет. Возвращаясь к выше высказанному опасению, возьму на себя смелость предположить: возможно, мои рассуждения о власти в России тоже кому-нибудь пригодятся. Ведь то, что происходит сегодня с нами, как мне кажется, можно определить одним словом: отчуждение. И проистекает оно от незнания или нежелания знать основы, причины, суть имеющих место явлений и событий. Я нисколько не стремлюсь убедить читателя в правильности своей точки зрения, а лишь приглашаю его, взвесив все факты, отбросить эмоции и трезво взглянуть на реальное положение вещей.

Мне становится жутко, когда я думаю, какое пагубное наследие мы получили от идеологов прежней системы, которые своими несбыточными лозунгами вытеснили из умов людей веру в подлинное спасение и понимание истинных ценностей. Мне страшно, когда я вижу, насколько живучи в нас стадное мышление и мечты о спокойном, беззаботном существовании.

Преодоление трудностейколоссальный жизненный стимул. Но кто учит тому, что это так же необходимо, как есть и дышать? Конечно, куда легче, когда за тебя все продумано, решено и распланировано на многие годы вперед. Но человеку, который желает сам творить свою судьбу, просто невыносимо принимать такую насильственную заботу о себе со стороны государства. Еще Гораций предупреждал: «Кто спасает человека против его воли, тот поступает не лучше убийцы».

Я понимаю причину недовольства, подобного тому, которое испытывала моя случайная собеседница. Она кроется в стремлении уйти от личной ответственности перед собой, спрятаться за надежные плечи других. Я не могу винить никого из представителей старшего поколения, которые по-прежнему продолжают верить в торжество справедливого распределения жизненных благот каждого по труду, каждому по потребностям. Однако я опасаюсь, что такие паразитические идеи укрепятся в сознании современных людей.

Размышляя над проблемой индивидуального выбора и непременно сопутствующими этому выбору заблуждениями, Шопенгауэр писал:

«Как во всех вещах этого мира каждое новое средство, новое преимущество и каждое новое превосходство тотчас же вносит с собой и свои невыгоды, так и разум, давая человеку такое великое преимущество перед животными, приносит с собой свои невыгоды и открывает такие пути соблазна, на которые никогда не может попасть животное. Через них приобретают власть над его волей нового рода побуждения, которым животное недоступно, именно отвлеченные побуждения,  просто мысли, которые далеко не всегда извлечены из собственного опыта, а часто порождаются словами и примерами других, внушением и литературой. С возможностью разумения тотчас же открывается человеку и возможность заблуждения. А каждое заблуждение, рано или поздно, причинит вред, и тем больший, чем оно было больше. За личное заблуждение когда-нибудь придется заплатить и нередко дорогой ценой; то же, в крупном масштабе, и с заблуждениями целых народов. Поэтому нельзя достаточно напоминать, что надо преследовать и искоренять, как врага человечества, всякое заблуждение, где бы оно ни встретилось, и что не может быть безвредных и тем более полезных заблуждений. Мыслящий человек должен вступить с ними в борьбу, должен, даже если бы человечество громко вопило при этом, как больной, которому доктор вскрывает нарыв.

Для массы место настоящего образования заступает своего рода дрессировка. Производится она примером, привычкой и вбиванием накрепко с раннего детства известных понятий, прежде чем накопится настолько опыта рассудка и силы суждения, чтобы бороться против этого. Так-то и прививаются мысли, которые потом сидят так крепко и остаются столь непобедимыми для какого бы то ни было поучения, как если бы они были врожденными; да их часто считают таковыми даже философы. Таким путем можно с одинаковым успехом привить людям и справедливое, и разумное, и самое нелепоеприучить их, например, приближаться к тому или другому идолу не иначе, как проникшись священным трепетом, и при произнесении его имени повергаться в прах не только телом, но и всей своей душой; класть добровольно свою жизнь и имущество за слова, за имена, за защиту самых причудливых пустяков; считать за величайшую честь или за величайший позор, по произволу, то или это и, сообразно с этим, уважать или презирать человека от глубины души; воздерживаться от всякой мясной пищи, как в Индостане, или есть еще теплые и трепещущие куски, вырезанные у живого животного, как в Абиссинии; пожирать людей, как в Новой Зеландии, или отдавать своих детей в жертву Молоху, оскоплять самих себя, добровольно бросаться в костер, на котором сжигают покойника,  словом, можно их приучить к чему угодно. Отсюда Крестовые походы, распутства изуверных сект, отсюда хилиасты и хлысты, преследования еретиков, аутодафе (костры инквизиции) и все то, что можно найти в длинном списке человеческих заблуждений

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке