Анна СмерчекДневник Тишины
Дневник Тишины
Глава 1
Не доверяйте писателям!
Здравствуй! Привет!
Нет, конечно, я не могу тебя сейчас видеть. Но знаю, что ты держишь в руках эту книгу, смотришь на страницу, глаза бегут по строчкам.
Да, согласна, это немного не по правилам. Писатель, и уж тем более писательница, не должны вылезать из книги, стоять у читателя за спиной и вмешиваться. Роль писателя проста: написали отойди в сторонку. Читатель, в конце концов, и сам может разобраться, что к чему.
Но, послушай, раз уж я пишу эту книгу, то могу устроить здесь всё так, как мне хочется! На твоём месте я вообще не доверяла бы писателям. Они всё равно подглядывают за читателями сквозь строчки своих книг, подсказывают им, настраивают против одних героев и заставляют полюбить других.
Писатели знают всякие хитрости о том, как написать книгу. Вот, например, как выбрать главного героя? У меня есть два проверенных рецепта. Могу поспорить, что все твои любимые книжки написаны с их помощью. Первый рецепт такой: возьмём совершенно удивительного человека и предположим, что он живёт где-то по соседству. Например, современный мальчик, который умеет колдоватьэто отличный персонаж для истории. А в другом рецепте наоборот: берем самого обычного человека, но отправляем его в какое-нибудь удивительное место. Пускай на этот раз героиней будет девочка. Обычная девчонка, которая однажды задремала на речном берегу и попала в Страну чудес, где начались её приключения. Вот так и получаются интересные истории.
Что же касается нашей героини, то она попала в эту книгу согласно литературному рецепту номер два: она была обыкновенной девочкой, жила и ходила в школу в самом обычном городе. Родители у неё тоже были вполне обычные папа и мама. У них было своё маленькое семейное дело: канцелярский магазинчик. Я уверена, что и в твоём городе есть такой: забитый от пола до потолка тетрадями, ручками, блокнотами, карандашами, альбомами, кисточками и прочими нужными штуками. И вот тут начинается самое сложное: как-то мне нужно сейчас тебе рассказать, что этот магазинчик, в котором работали папа и мама нашей главной героини, был для неё самой настоящей волшебной страной. Для всех остальных это был просто обыкновенный магазин. А для неёнет. И не потому, что она могла видеть что-то, чего другие не видели. Нет, я ведь уже говорила, что девочка была самая обыкновенная. И вовсе ей не казалось, что, скажем, эльфы или феи, нарисованные на обложках тетрадей, оживают, или котята с первых страниц альбомов для рисования могут мяукать. Ничего такого. Но когда она приходила в магазинчик после школы, то сразу, ещё от дверей, чувствовала волшебный, неповторимый, такой манящий и щекочущий запах мечты, обещания, нового замысла.
Ты разве не устала в школе от всех этих ручек и тетрадок? спрашивала иногда мама. Как будто не понимала, что в школе, в классе это были совсем другие тетради и ручки. С ними всё уже было ясно. Не то что с этими, на прилавке. Ручки, которые лежали здесь на витрине, как будто нашёптывали обещание писать без ошибок прекрасным почерком. А тетрадки со своими дразнящими чистыми листамиони тоже не были предназначены для ошибок и помарок. Карандаши, затаив дыхание и вытянувшись по струнке, молчаливо ждали, когда их коснутся пальцы талантливых рисовальщиков. Альбомы замирали в предчувствии чего-то прекрасного. Кисточки трепетали. Линейки и калькуляторы с уверенностью смотрели в будущее. Школьные рюкзаки были полны решимости идти к цели.
Это был мир ожиданий, мир прекрасного будущего. Человек входил в эти двери с мечтой и уходил, снаряженный всем, что могло ему потребоваться, чтобы эту мечту воплотить. Ведь даже самый отпетый двоечник, покупая новую тетрадь, всё-таки мечтает о том, что в этой тетрадке у него появятся пятерки.
Вспомни, что ты чувствуешь, открывая в начале учебного года новую тетрадь, и может, тогда поймешь, с какой любовью и трепетом девочка помогала родителям раскладывать на прилавке новые товары. Все они принадлежали ей, и она, словно добрая фея, могла раздавать их (в обмен на небольшую денежную сумму) всем, кто в них нуждался.
И пока девочка жила, чувствуя себя хозяйкой этой волшебной пещеры с сокровищами, то могла позволить себе оставаться самой обыкновенной школьницей двенадцати лет. И совсем не скучно было вставать по утрам, затягивать волосы в хвост, надевать темную форменную юбку, шагать в школу, сидеть на уроках. Всё это было только незначительной частью её большой интересной жизни.
Помнишь, я говорила, что доверять писателям не стоит? Это чистая правда. Ведь если бы в судьбе нашей героини всё складывалось благополучно, она вряд ли смогла бы попасть на страницы книги. Это было бы, наверное, и к лучшему для неё. Но писатели довольно жестоки. Им неинтересны дни, наполненные простыми человеческими радостями. Нет, писателю подавай проблемы. Он бросает своих героев навстречу несчастьям, словно котят в воду. А сам сидит на берегу и записывает к себе в блокнот, как они там барахтаются, в надежде доплыть до берега.
Беда приключилась и в жизни девочки. Однажды ночью в канцелярском магазинчике вспыхнул пожар. И что толку было потом вспоминать про сломанный выключатель, и что все это видели, и много раз хотели вызвать электрика, да так и не сделали этого. С электричеством, скажу я тебе, вообще шутки плохи.
В тот день девочка даже не пошла в школу. Она помогала папе и маме привести в порядок это место, которое казалось ей только что, ещё вчера вечером, волшебной пещерой. Теперь же это был просто торговый зал, весь в грязных потеках и лужах воды. Когда она открыла дверь, ей показалось, что ночью здесь сразились огнедышащий дракон и морское чудовище. То, что не уничтожил огонь, безвозвратно погубила вода и пена, которой пожарные залили здесь каждый сантиметр. Всё пропитал запах гари, сырости, неисполнившихся надежд и обманутых ожиданий. Невоплощенные творческие замыслы и неполученные отличные оценки мокрыми рваными лоскутами валялись на полу, и всё, что оставалось теперьэто собрать их и вынести на помойку.
За уборкой не сразу заметили, что девочка замолчала. И то, как она это сделала. А замолчала она наглухо, насовсем. Что-то случилось с ней такое, что она и сама не могла бы объяснить. Вся её жизнь за одну ночь изменилась, и она растерялась, замерла, не в силах промолвить ни слова. Остались, к счастью, папа с мамой, дом и даже школа. Не было только больше её волшебной страны, и она вдруг почувствовала, что теперь стала самой обычной девочкой, живущей в самом обычном мире.
Зная о двух моих рецептах выбора главного героя, ты уже догадываешься, наверное, что на страницах книги такого быть не должно. Обычная девочка в удивительном мире, даже если это всего лишь мир канцелярских принадлежностейда, пожалуйста. Необычная героиня в мире, привычном тебе, читатель, это тоже сколько угодно. Но обычная девчонка среди самой обычной жизнинет, тут ровным счётом не о чем говорить и уж тем более не о чем писать. Но ты видишь: девочка всё ещё остаётся на страницах книги. И догадываешься уже, я думаю, что она сама теперь стала необычной. Всё верно, после пожара в магазинчике героиня нашей истории стала не просто девочкой. Она стала девочкой, которая всегда молчит.
Девочка молчала, пока родители обсуждали свалившееся на них несчастье. Кредит, страховка, выплатытакие сложные проблемы, приправленные для остроты цифрами. Дела и без того шли не очень хорошо, особенно после того, как в городе открылся большой книжный магазин «Книгоглот», в котором кроме книг тоже продавали канцелярские принадлежности. А теперь ещё этот ужасный пожар, уничтоживший почти весь товар. Можно было и не понимать всего, о чем говорили тогда родители, достаточно было просто посмотреть на их лица и всё становилось понятно без объяснений. На то, чтобы оживить их старый магазинчик денег не было.
Девочка молчала у врача, который осматривал её горло и говорил, что там, у неё внутри, всё нормально, никаких болезней не наблюдается. И потом у психолога она тоже молчала. А психологмолодая и приветливая дама с прической из веселых кудряшекнаоборот, говорила очень много. Она объяснила, что пожар стал для девочки травмой и надо дать ей время, чтобы это пережить. В школьном кабинете, где собрались классный руководитель Александр Дмитриевич, и мама с папой, и даже завуч Елена Васильевна, наша девочка тоже молчала, хотя её за это грозились перевести в специальную школу для детей, которые не говорят и даже не слышат. Но тут пригодились бумаги, выданные психологом, которая разрешила девочке пока помолчать. Психолог считала, что в один прекрасный день девочка заговорит снова. Но вот если её сейчас перевести в такое место, где все вокруг будут молчать, то и повода заговорить у неё не будет. Так что пока нашу героиню оставили учиться в её старом классе.