А потом он и сам станет Ёроол-Гуем, пожирающим других молодых илбэчей, которые будут пытаться сравниться с ним в количестве или с Тэнгэром - в мастерстве..."
Логика романа порой прихрамывает на обе ноги и хвост. Неувязки чувствуются уже в описании этой сцены. Если помните, то проклятие илбэча включало в себя и тот факт, что стоило ему хоть кому-то поведать о своей тайне - и жить ему до рассвета, не дольше. Однако Евгеньев не ищет обходных путей, а лезет напролом. Оказывается, беседы Хуурумана и Вана происходят на телепатическом (!) уровне. Следовательно, "сказано" не было ничего, и...
Дешёвый ход, согласитесь. Но автору это прощаешь с лёгкостью. Потому что мысли, высказываемые им, лично у меня вызвали определённый интерес. Особенно те, в которых автор (наверняка не раз пострадавший от нашего братакритика) преподносит своё видение оригинальности вообще, и литературы - в частности.
"...- Новое? Где новое? - Ван даже поднялся на ноги и широко развёл в стороны руки, словно собирался охватить весь далайн, прижать его к себе, раствориться в нём. - Покажи мне это новое!!!
- Ты уже сделал это, - Хууруман закрыл глаза. - Наш мир - вот новое...
- Далайн?! Эта влага, населённая чуждыми человеку существами? Или, может быть, этот вот шавар?
- Всё вместе, - подтвердил Хууруман. - Ты создаёшь новые земли, но не думаешь о том, какими они будут. Ты уверил себя, что людям просто нужна земля, чтобы жить. И ты знаешь, что они будут жить на той земле, которую ты для них построишь. Какой бы эта земля не была...
- Но ведь это так и есть! - возмутился Ван. - Оройхон должен быть КВАДРАТНЫЙ! Не круглый, а квадратный!!! И суурь-тэсэги...
- А ты пробовал? - прервал его Хууруман.
- Что? - растерялся Ван.
- Ты пробовал хоть раз в жизни? - старый багдэр пристально смотрел на Вана. - Пробовал создать КРУГЛЫЙ оройхон?
- Зачем?! - от неожиданности Ван растерялся окончательно.
- Просто так, - старик пожал плечами. - Просто потому, что есть такое понятие - круглый.
- Но... Но ведь... - Ван не находил, что ему возразить. Слова Хуурумана показались ему бредом безумца. - Оройхоны всегда квадратные!.. А КРУГЛЫЙ?! Как же он состыкуется с остальными?!
- А тебе это обязательно нужно? Ну, чтобы он плавно вписывался в картину существующего мира...
- А... а... а как же... как же тогда?..
- Иначе, - жёстко ответил Хууруман. - Просто - иначе!
- Кому из людей это нужно?! - пожал плечами Ван.
- Да-а-а-а... - Хууруман вздохнул и покачал головой. - Если даже самому илбэчу не нужно это, если даже илбэч, подобно покорным бовэрам, готов слепо следовать своей судьбе - значит, это и впрямь никому не нужно..."
Не меньший интерес вызывают и сны Вана, являющиеся ему из какого-то другого мира и иного времени. Автор иносказательно, но решительно проводит в них уже вполне явные аналогии: крест Тэнгэра - Библия; оройхоны Вана - остальные книги; сами илбэчи - писатели, неизбежно превращающиеся при достижении зенита своей славы в ЁроолГуев (критиков, чей последний оройхон оказался нелепым нагромождением камней; тех, кто отдал другим свой огонь и теперь, в холодных глубинах влаги далайна, превратился в безжалостно пожирающих своих конкурентов чудовище). То же касается и самого проклятия, преследующего всех илбэчей. Писатель (простите, илбэч), жаждущий немедленной славы и пытающийся преждевременно открыть миру свою сущность, неизбежно становится добычей безжалостного бога далайна - существа, уже выполнившего первую часть своего предназначения и теперь строго следящего за тем, чтобы далайн был вечен. Иначе - конец великому богу...
"...- У тебя два лица, - промолвил Ван. - Одно из них - лицо илбэча, создающего землю. А второе - лицо безжалостного бога далайна!
- Пусть так, - согласился Хууруман. - Ну и что из этого? Ёроол-Гуй способен убить тебя. Только потому, что он - бог! А ты - всего лишь илбэч... И я могу убить тебя...