Грешнов Михаил
Грешнов Михаил Николаевич
1.
Жан Ромен стоит перед дверью. Не простой дверью, в которую можно войти, постучавшись и услышав вежливое "Войдите". К этой двери он шел всю жизнь. Студентом Сорбонны он дал себе клятву найти и открыть ее. Тогда ему было восемнадцать лет, сейчас - пятьдесят четыре. И вот она перед ним, - вытесанная в камне, на глубине трехсот футов под песками пустыни. Кому, как не ему, по праву открыть ее?
Ромен знает, как открываются двери, - нажать на выступ в нижней части плиты, он их открыл сотню. Но эта - единственная. За ней усыпальница фараона Хуфу. Только плита отделяет Ромена от неистовой мечты встретиться с фараоном, - дверь, со своеобразной щеколдой, на которую надо нажать. И он нажмет на нее ногой, - как победитель на грудь побежденного.
Сделать это сейчас? Нет. Мир опутан тысячами условностей. И главная из них - дисциплина. Прежде, чем Ромен войдет в усыпальницу, за его спиной должна стоять комиссия; профессор Беркли из Лондона, профессор Пфейфер из ФРГ, египтологи Клер и Монтегю из Парижа, римский палеонтолог Винченцо. Всем им посланы телеграммы приехать к пятнадцатому июля. Дольше Ромен не согласен ждать. Он нашел гробницу. Это гробница Хуфу-льва Четвертой династии. Он положит руку на гриву льва! Может быть, Ромен жаждет сенсации, в нем говорит тщеславие? Что ж, - сенсация вещь неплохая. Тщеславие - тоже. Но комиссию он подождет.
Ромен отворачивается от дверей, идет гулкими переходами. И Хуфу подождет, рассуждает он. Больше ждал и еще подождет. Хотя - фараоны рассчитывали на вечность. Дьявольски хитро захоронен Хуфу. Тоже с расчетом на вечность. Те, кто хоронили его, отдавали должное фараону: благодарность и ненависть.
Бесконечно тянется галерея. Но вот - один поворот, другой. Ромен замечает глаз электрического фонарика, это ждет его помощник, Фариз Акаба. Ему было приказано ждать. У двери фараона Ромену хотелось побыть одному.
- Господин, - встречает его Фариз. - Не надо ходить к этой двери!
Ромен вглядывается в. длинное костлявое лицо помощника, в его умные бесовские проницательные глаза.
- Не надо ходить... - повторяет Фариз.
- Почему? - спрашивает Ромен.
- Мы в царстве мертвых.
- Ну и что?
- Это опасно.
Ромен не смеется над опасениями Фариза. Вместе они работают двадцать четыре года. Открыли девять этажей Подземного Города. Избежали сотни ловушек, ям и обвалов, приготовленных для них зодчими пирамид. Смеяться над опасениями Фарчза нельзя. Но коридор, ведущий к гробнице, безопасен, исхожбн взад и вперед.
- Не надо бояться, - говорит Фаризу Ромен,
Странно звучат слове в глухом подземелье - как шелест сухой травы.
- Господин...
Ромен - господин для Фариза. Он нашел его пятнадцатилетним мальчишкой в Саккре, во время голода 1940 года, взял сироту к себе, и с тех пор Фариз не отходит от него ни на шаг, Фариз неутомим в раскопках и предан господину, как пес. Его почти звериное чутье незаменимо в разгадывании жреческих хитростей. Ему на роду написано быть грабителем фараоновских усыпальниц, если б не страх перед богами, всосанный с молоком матери.
- Господин, - просит он, - уйдем отсюда.
Фариз с трудом читает французские слова, зато ему нет равных в раскопках. Он так же неутомим в работе, как и Ромен, но всегда, открыв новую гробницу или галерею, он оглядывается на что-то у себя за спиной. Ромену не раз казалось, что в душе Фариз против раскопок, что, несмотря на преданость, он остается египтянином, как его предки, - гордым и ненавидящим иноземцев, раскрывающих тайны его страны.
- Хорошо, - говорит Ромен, - уйдем. Но будем приходить сюда каждый день.
Фвриз молчит.