Пятилетнего ливанского мальчика признали инкарнацией некоего Ибрагима, умершего незадолго до рождения ребенка в соседнем городе. Проведя ряд исследований, Стивенсон выяснил, что мальчик обладает необъяснимыми знаниями о личной жизни Ибрагима, и кроме того, согласно показаниям членов семьи, парнишка сохранил все привычки и манеру поведения покойного. Позднее Стивенсон опубликовал результаты своих исследований в сборнике под названием "Двадцать случаев реинкарнации".
- Что за чушь! - возмущенно воскликнул один из студентов. - Разве можно считать этого человека серьезным ученым?
- Смею вас заверить, что доктор Стивенсон не стал бы безответственно спекулировать на этом понятии, - холодно произнес Адам. - По его мнению, представленные доказательства достаточно достоверны, чтобы заняться вопросом серьезно.
- Доказательства реинкарнации... Вот что вы ищете, когда занимаетесь так называемыми регрессиями, - грубо перебил его другой студент.
- То, что я ищу, - с саркастической улыбкой произнес лектор, - это информация, которая дает мне возможность установить точный диагноз. В бессознательном состоянии человек под видом воспоминаний о прошлых воплощениях может предоставить жизненно важную информацию о психических проблемах, которые довлеют над ним в настоящем. Мне как психиатру надлежит работать с этими "воспоминаниями". Надеюсь, никто не будет оспаривать то, что для психиатрии события, пережитые в воображении, так же реальны, как те, которые действительно имели место. И в некоторых случаях они могут оказаться даже более важными.
- Это же всего лишь физиологическая реакция расстроенных нервов! возразил молодой человек.
- В некотором смысле вы правы, - согласился Адам. - Но кто может определить, где пролегает граница между телом, сознанием и духом?
- Как и следовало ожидать, в результате мы перешли к высоким материям, - негромко прокомментировала последние слова лектора эффектная брюнетка, сидевшая в первом ряду, и с дружеским вызовом взглянула на дьяконессу. - Ну-ка, Лорна, поведай нам, что говорит Писание о душе, духе и реинкарнации.
- Честно говоря, я не уверена, что способна дать однозначный ответ. Восточные и западные взгляды на этот вопрос совершенно не совпадают.
- Может быть, вы изложите нам обе точки зрения? - предложил доктор Синклер.
- Конечно, - ответила девушка, собираясь с мыслями.
Ее имя - Лорна Лью - говорило о том, что в дьяконессе смешалась кровь двух рас - европейской и азиатской. В облике девушки причудливо сочетались лучшие черты обеих генетических линий. Белый воротничок - символ духовного сана, - который она носила в сочетании со строгим серым костюмом, еще больше подчеркивал ее необычную внешность.
- Я бы солгала, сказав, что дискуссия оставила меня равнодушной, - с дружелюбной улыбкой начала Лорна. - Но на мой взгляд, это вопрос больше теологический, нежели научный. Рассматривая, к примеру, доктринальные положения христианства и буддизма, можно увидеть, что между этими религиозными учениями много общего. Единственное принципиальное отличие заключается в отношении к личному спасению.
Понимая, что тема действительно интересна, она продолжила тем же негромким, задумчивым голосом:
- Последователи буддизма считают, будто существующий материальный мир есть нечто иное, как иллюзия - майа. Единственный способ преодолеть ее пройти ряд последовательных воплощений для обретения духовной зрелости. Иногда это представляют в форме круга, вырвавшись за пределы которого человек достигает просветления. Христиане, напротив, верят, что духовный и материальный аспекты бытия неразрывно связаны в силу Божественного замысла и, более того, предназначены к спасению через искупительную жертву Христа.