Внимание и изумление - то, чего так добивался старый учитель все эти полгода, - были в его широко раскрытых глазах.
Класс тоже примолк - видно было, что усилие рассмотреть сопространственные миры прямо-таки витает в воздухе.
- А у нас ведь еще масса времени, - спохватился учитель и заторопился назад к своему столу. - Возьмите-ка задачники, номер сто двадцать семь. Кто первый сообразит, с какого конца подбираться к задачке - прошу поделиться мыслями.
А у мальчика был несомненный талант живописца, и он не может жить, сознательно отворачиваясь от тех сказочных тайн, которые видит в самом обыденном и простом. Живя только сказками и фантазией, не станешь ни Грином, ни Врубелем.
"Ничего, ничего, - все чаще говорил себе старый учитель. - Видел я твои рисунки - мерцающие миры, не без загадочной притягательности, впрочем. Но рисовать реальную жизнь все-таки научу тебя я, старый учитель, который не всегда Кента от Рериха отличит. Вот и твои творения - что-то они напоминают... Столько времени вспоминал - не вспомнил. Хотя... постой, постой... Ведь это фосфены - псевдообразы, возникающие в глубине зажмуренных век! Любопытно, в высшей степени любопытно..."
Внезапно он встрепенулся. Совсем немногие уткнулись в задачники большинство взоров витало в нематериальных сферах. Уподобились Ивику, мечтатели!
- Что, добровольцев не обнаруживается? Сайгин, к доске!
- А можно, я спрошу? Вот если бы сконструировать такой телескоп, чтобы заглянуть в эти... не наши измерения...
- Фантазии на переменке. Тетрадку домашнюю прихвати.
- Ой, правда, а если заглянуть туда... ну, в эти... а там чудовища и все такое, как в каменном веке?
Это уже Сонечка с третьей парты, пленительное существо, у которой математические способности и тормозящие центры находятся в равнозачаточном состоянии. Такие, как она, удивительно умеют увлекать за собой весь коллектив...
Так и есть. Класс взрывается. Гам, хохот.
- Ой, а если?..
- Тихо! Не тяните время - все равно и Сайгина успею спросить, и кое-кого еще.
- А если туда взять и перепрыгнуть?
Все, кроме Ивика. А Ивик уже сомкнул ресницы. Опять созерцает мерцающие миры...
...Пепельно-зеленый шар потускнел, растянулся, туманными полосами перерезали его перистые облака. Чернота сгущалась в центре, она становилась плотным весомым комом, тяжелым, словно каменная громада, на которую смотришь издалека. И это всегдашнее солнце, которое оконтуривает ее молочным сиянием. И самое необыкновенное - это не сама картина, а внезапность ее изменения. Вот эта скала чуть дрогнула и вдруг беззвучно раскололась надвое, и из разлома ударил вверх бледный луч. Слева направо поплыли, разбухая, конусообразные фигуры. Неживые. Обычно ему мерещились пирамидальные замки, светлые летучие ленты не то дорог, не то рек, невообразимо распахнутые крылья ветряных мельниц, скорбные паруса траурных опавших знамен...
Когда-то (может быть, еще до школы) он уже видел подобные рисунки - в альбоме, который ему дали посмотреть. Тогда он еще не умел читать и фамилия художника осталась ему неизвестной. Но картины жили в памяти - не похожие ни на что другое, не встреченные больше ни в одном музее.
И еще одно поражало Ивика: вероятно, смутные видения в глубине закрытых век видели многие, а может быть, и все люди. Но почему же только для них двоих - для Ивика и для того сказочного художника - они сложились в один целостный мир, почти земной?.. Почти.
Для Ивика в эти минуты, кроме реального окружающего мира, существовал еще и второй - объемный и красочный мир фосфенов.
Объемный. Красочный. Осязаемый.
Сегодняшний урок стал своеобразным патентом на право существования этого второго мира. И сейчас он тоже здесь, в том же самом объеме, где разместились его класс, и школа, и набережная... Ивик даже съежился от этого ощущения.