Действительно, для многих из нас торги это кадры из фильмов, страницы из учебников, едкие строки разоблачений и новостей о государственных закупках В общем, события хотя и масштабные, но ни ко всемирной истории, ни к нашей обыденной жизни отношения не имеющие.
Или все-таки имеющие?
Как театр является вершиной и собранием всех искусств (музыка, живопись, архитектура, мода, пение, танцы и лицедейство), так и публичные торги есть вершина и собрание всех элементов экономики (товар, его стоимость, страна происхождения, производитель/поставщик, гарантии качества, условия поставки, условия оплаты, страхование грузов, страхование ответственности и т.д.).
В реальности торги дело одновременно и экономическое, и политическое, и социальное. Судите сами: на протяжении долгого времени торги были общественно значимым мероприятием, можно даже сказать народной забавой наравне с публичными казнями и цирковыми представлениями. Нарядная публика стекалась на них как на ярмарку обменяться сплетнями, посоревноваться в остроумии, а в случае распродажи имущества какого-нибудь обанкротившегося богача также прикупить коллекцию изысканных вин, или фарфоровый аглицкий сервиз, или набор фамильного серебра. Уильям Теккерей, например, в своей «Ярмарке тщеславия» прекрасно описал суету, рожденную одним из таких аукционов (об этом мы расскажем далее).
Торги помогали правителям и купцам избежать распрей и споров: первым между их приближенными, желающими сделать поставщиком двора своих протеже, вторым между друг другом за право на торговлю тем или иным товаром. Все это известные и, пожалуй, очевидные стороны торгов, но, к сожалению (или к счастью), самое интересное не всегда бывает очевидным. Так и торги, словно похищенное письмо, спрятанное на виду у всех в рассказе Эдгара Аллана По, являются открытым публичным мероприятием и одновременно имеют свою тайную миссию быть движущей силой истории, причем истории не только мира в целом, но и просто отдельного человека. Не верите? Что же, давайте порассуждаем вместе.
Вспомним для примера миф о суде Париса. Яблоко, на котором было написано всего одно слово «Прекраснейшей», заметили три богини Гера, Афина и Афродита, и, конечно, каждая посчитала, что яблоко предназначено именно ей. Не сумев договориться между собой, они обратились с просьбой рассудить их к Зевсу, но громовержец разумно не пожелал становиться судьей в женском споре и, как сейчас принято говорить, «переадресовал» их Парису, сыну царя Трои. Представ перед Парисом, каждая из богинь стала сулить ему всякие блага, чтобы он выбрал именно ее. Гера, например, предложила могущество и власть, Афина мудрость и воинское мастерство, Афродита прекраснейшую из смертных женщин в жены. При этом Парис вполне мог бы и отказаться сделать свой выбор, несмотря на поступившие от соискательниц волшебного приза и столь привлекательные для него предложения. Чем закончилась эта история, всем, конечно, известно. Нас же интересуют не столько последствия выбора юного Париса, сколько сам процесс: каждаябогиня сулила ему всякие блага, чтобы он выбрал именно ее, а Парис имел право и не делать свой выбор. Очень похоже на то, что в современном деловом языке называется запросом предложений, не правда ли?
Другой пример, не менее широко известный, но на этот раз взятый нами из русской литературы:
«Мой дядя самых честных правил
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»
Охочие до денег, а то и титула, потенциальные наследники, всеми возможными способами выказывающие уважение больному богатому родственнику, явление весьма распространенное и в наши дни. А главное поразительно напоминающее все ту же схему запроса предложений.
Можно приводить в этом ряду и другие примеры выбор князем Владимиром религии для Киевской Руси, назначение Джулио Мазарини первым министром при королеве-регентше Анне Австрийской, всевозможные рыцарские турниры, но суть останется неизменной: все эти, казалось бы, никак не связанные друг с другом события в действительности имеют одну общую черту: они идеально укладываются в схему проведения той или иной торговой процедуры. А это означает, что мы можем взглянуть на мировую историю и культуру не только с привычных позиций, известных нам еще со школы (реформы правителей, войны и мирные договоры, трансформации территорий, общеэкономическое развитие, история права, культурные и религиозные традиции и т.д.), но и под новым углом с точки зрения развития торгов.