О, идите к Нему искать утешения и мира! Он, зная вашу слабость, успокоит вас Своим любящим взором; Его объятия открыты для вас, поспешите укрыться в них от всех ваших смущений и тревог. Уповайте на Божественного Утешителя, Который призывает вас к Себе и готов излить на вас, недостойных, немощных, тот мир и радость, источник которых Он Сам.
Примите, со смирением и любовью, ниспосланный вам крест и несите его терпеливо. Еще немного, и наступит блаженная минута, когда Спаситель призовет нас на покой туда, где уже не будет ни слез, ни болезни, ни воздыханий.
4 января
Спасительная благодать испытании
Сия болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий (Ин. 11, 4).
Болезнь, скорбь, горе встречаются на каждом шагу. Нет ни одного человека, который мог бы этого избежать. Но, хотя горе, в сущности, вещь такая обыкновенная, оно, в то же время, и весьма загадочно. И среди горя всего чаще, всего естественнее является вопрос: зачем? Полный ответ мы получим, вероятно, лишь за гробом; но отчасти нам дано и здесь познать цель и назначение ниспосланных нам испытаний.
Для того, чтобы понять эту цель, мы должны помнить, что наша скорбь не касается только нас лично, но действие ее простирается гораздо дальше. В истории болезни, смерти и воскрешения Лазаря мы видим подтверждение вышесказанного. Это чудо, совершенное Спасителем в Вифании, имело четыре различных действия и значения. Оно было нужно для Самого Спасителя: «да прославится через нее (болезнь. Ред.) Сын Божий». Оно было нужно для апостолов: «и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» (Ин. 11, 15).
Спаситель знал, какое сильное впечатление это чудо произведет на апостолов, и сказал: «Я радуюсь». Всего ближе это событие касалось; конечно, сестер Лазаря, и когда им был возвращен любимый брат, оплакиваемый ими как умерший, они получили и уверенность в Божестве Иисуса Христа. Они познали впервые, чем Он может быть для всех истинно верующих в Него. Наконец, эта же скорбь, это чудо было нужно и для самих иудеев. Вспомним слова Спасителя: «Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня! Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня».
Великая скорбь, обрушившаяся на сестер Лазаря, должна была, таким образом, коснуться благотворно и народа, собранного по этому случаю в Вифании.
Назначение ниспосланного испытания является нам здесь в совершенно новом смысле, оно озарено новым светом, в который мы, быть может, не привыкли облекать скорбь. Однако же и в наши дни все испытания и скорби имеют ту же определенную цель спасение души человеческой. Каждое испытание есть для Господа лишь способ явить пред людьми всемогущество спасительной Своей благодати. Ободритесь же, братия! Мужайтесь, укрепляйтесь надеждою, учитесь «хвалиться и скорбями», ибо «терпение должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».
5 января
Великий пример терпения
Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2 Фес. 3, 5).
Мы все, конечно, готовы обратиться к Господу с такою молитвою, потому что все нуждаемся в терпении. В Иисусе Христе терпение, как и все прочие Его свойства, достигло совершенства. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11). Спаситель никогда не терял терпения, никогда не переставал любить, благословлять, благотворить всем и каждому, всегда был готов излить дары Своей любви, хотя знал и видел, что люди, в жестокосердии своем, отвергали и не принимали их.
Он открывал Свои объятия, простирал руки Свои к народу, и этот же народ пригвоздил их ко Кресту! Но, пригвожденные ко Кресту, святые руки несли искупление и жизнь. Как часто сами ученики не понимали Господа, как часто они огорчали Его своим неверием, своим малодушием, своими колебаниями; однако Он никогда не раздражался не умолкало его учение, не ослабевала любовь к ним. Сколько терпения нужно было, чтобы быть ежедневно в этой страждущей, несчастной, часто неистовой толпе, которая не давала Ему покоя, требуя от Него исцеления и помощи. Однако Он с постоянной кротостью отдавался этой толпе, истощая все Свои силы в служении падшему и страждущему человечеству.
Когда же Он очутился лицом к лицу со Своими врагами, что за чудный пример смирения видим мы в Нем! С тех пор, как существует мир, никогда ни в ком не проявлялось такого смирения! На жестокие речи, на угрозы, на грубые обвинения Он отвечал любовью, молитвою за Своих убийц. В ответ на злобу человеческую Он отдавал Свою жизнь.