Литературоведческий журнал 40 / 2017 - Коллектив авторов страница 3.

Шрифт
Фон

Таким образом, Карамзин, как говорится, с ходу и достаточно активно включается в процесс освоения нашими поэтами стихотворного послания («эпистолы», «письма»). В XVIII в. у нас этот процесс был начат просительной «Эпистолой от Российския поэзии к Аполлину» (1735) Тредиаковского:

             О начальник Аполлин, и пермесска звона!
             
             Нову вещь тебе хочу сею объявити,
             И с Парнаса тя сюда самого просити,
             Чтобы в помощь ты мою был всегда скорейший,
             Чтобы слог мой при тебе начал быть острейший.
             
             Поспешай к нам, Аполлин, поспешай как можно:
             Будет любо самому жить у нас, не ложно.

Затем появились две наставительные «Эпистолы»  «о русском языке» и «о стихотворстве» (1747) Сумарокова, сокращенный вариант которых он прямо назовет «Наставление хотящим быти писателями» (1774). Наставительной была и сумароковская «Эпистола его Императорскому Высочеству Государю Великому Князю Павлу Петровичу в день рождения его 1761 года сентября 20 числа»:

             Любовь к отечеству есть перва добродетель
             И нашей честности неспоримый свидетель.
             Не только можно быть героем без нея,
             Но можно быть никак и честным человеком.
             
             Царь мудрый подданных любовию, не страхом,
             Имея истину одну единую в закон,
             К повиновению короны привлекает
             И сходны с естеством уставы изрекает.
             
             И счастлив будешь ты, когда тебя порода
             Возвысит на престол для счастия народа.

Сумароков пишет два элегических послания «К г. Дмитревскому» (1763 и 1774) и одно «Ко Степану Фёдоровичу Ушакову, губернатору Санкт-Петербургскому, на преставление графа Алексея Григорьевича Разумовского» (1771):

             Рыдаю и стеню, терзаюся и плачу.
             О мой любезный граф! Ты весь свой прожил век,
             Как должен проживать честнейший человек.

Не остается в стороне от этого процесса и Ломоносов. В 1750 г. появляется просительное «Письмо к его Высокородию Ивану Ивановичу Шувалову». Отметив:

             Толь многи радости, толь разные утехи
             Не могут от тебя Парнасских гор закрыть.
             Тебе приятны коль Российских муз успехи,
             То можно из твоей любви к ним заключить, 

поэт просит:

             Воспомяни, что мой покоя дух не знает,
             Воспомяни мое раченье и труды, 

и тогда

             мой дух твоим приятством ободрится,
             Которое взнести я на Парнас потщусь.

Ему же Ломоносов адресует и свое научно-, можно сказать, просветительное «Письмо о пользе стекла» (1762):

             Немало о вещах те думают, Шувалов,
             Которые Стекло чтут ниже минералов.

3

В XVIII в. стихотворные послания в том или ином виде у нас писали практически все поэты. Наиболее широко они представлены в творчестве Державина, начиная от «Оды к Фелице» (1782), которая по своему характеру была смиренно-почтительно-просительным посланием (ее жанровую природу послание отметил уже Н.А. Полевой5), и кончая чарующим посланием-идиллией «Евгению. Жизнь Званская» (1808). Однако свое первое дружеское послание «К Н.А. Львову» Державин пишет только спустя десять лет в 1792 г. Карамзин обращается к такого вида стихотворениям, как мы видели, чуть раньше.

Истоки жанра восходят у нас к «Посланию слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (1760-е), которое по форме было снисходительно-дружеским, а по содержанию иронически-язви-тельным. Ответы «любезного дядьки», конюха и лакея на заданный им вопрос: «на что сей создан свет?»  где лукаво, вплоть до отождествления, переплелись понятия «Божий свет» и «здешний (московско-петербургский) свет», были адресованы именно представителям «здешнего света», чьи деяния в глазах Фонвизинских «слуг» ну никак не отвечали самой идее создания «Божьего света», что подтвердил и сам автор-инициатор послания:

             А вы внемлите мой, друзья мои, ответ:
             «И сам не знаю я, на что сей создан свет!»

Дружеским по форме, но издевательски-язвительным по замыслу было неоконченное Фонвизиным «Послание к Ямщикову»:

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке