Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Россия и мусульманский мир 3 / 2016 файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Россия и мусульманский мир Научно-информационный бюллетень 2016 3 (285)
КОНФЛИКТУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ НЕТ!
ДИАЛОГУ И КУЛЬТУРНОМУ ОБМЕНУ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ ДА!
Современная Россия: Идеология, политика, культура и религия
Цивилизационные детерминанты экономического развития России в условиях глобализационных процессов
А. Новиков, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики экономического факультета (Санкт-Петербургский государственный университет)Глобализация как феномен современного мирового развития становится всё более значимым понятием, определяющим направленность функционирования национальных экономик.
Под глобализацией обычно понимаются как изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни во всём мире, так и последствия этих изменений, отражающиеся и в глобальных изменениях климата Земли, и в усложнении взаимоотношений между Западом и Востоком, исламом и христианством, между бедными и богатыми, между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества. В качестве причин возникновения и развития глобализации предполагаются и научно-техническая революция, и исключительно быстрое развитие информационных технологий, и качественное изменение человеческого сознания, направленное на создание мегаобщества и мегакультуры. Последствия этого явления также называются от самых радужных до катастрофических.
Однако в основном мнения сходятся в том, что глобализация это реальность XXI в., процесс интеграции человечества, который соединяет в себе научно-техническую революцию, развитие мировой экономики, качественно меняющиеся рыночные отношения, взаимоотношения в мировом сообществе. Тем не менее насколько этот процесс объективен и естествен, какие последствия негативные или позитивные могут ожидать от него каждое государство и каждый житель Земли остается под вопросом.
Глобализацию можно рассматривать как очередной этап, составляющую модернизации навязанного Западом, не всегда и не для всех желательного и полезного, но необходимого компонента развития общества, как процесс либерализации национальных экономик, политических систем, усвоение западного образа жизни.
Каждая страна обладает собственным историческим опытом экономической жизни. На основе этого опыта вырабатываются тип экономики и методы хозяйствования, соответствующие историческим, географическим, демографическим и другим факторам, среди которых большую роль играют национальный менталитет и взаимосвязанные с ним обычаи, нормы и традиции. В свою очередь обычаи и традиции являются формой существования норм и эталонов, накапливаемых и передаваемых последующим поколениям, что обеспечивает сохранение повторяемости определенных общественно значимых ситуаций. Системой, направленной на их сохранение, является традиционное общество [1, с. 44].
Технологический тип западной цивилизации породил заблуждение, согласно которому традиции удел прошлого, реликт ушедших стадий истории, а традиционное общество одна из промежуточных (или даже начальных) стадий прямолинейного движения каждого человеческого сообщества, вне зависимости от особенностей его исторического развития, к идеалу современному индустриальному обществу, «обществу всеобщего благосостояния».
Переходом от традиционного общества к современному является модернизация, рассматриваемая как процесс, направленный на построение специфической цивилизации европейского типа. Под модернизацией также понимается процесс либерализации национальных экономик, политических систем, усвоения западного образа жизни.
По этому единственно возможному и исторически предопределенному пути, по мнению сторонников теории модернизации, должны пройти и идут все нации и страны, однако на путь модернизации они вступают в разное время. От этого зависят их место в ряду развитых стран и степень достижения благосостояния на сегодняшний день. На этой основе все государства подразделяются на эшелоны модернизации.
В странах первого эшелона модернизации с XV в. находились центры мировой системы капитализма, центры европейского, а потом и мирового «мира-экономики», т.е. пространства, очерченного определенными границами, имеющего некий центр, вокруг которого формируются ближняя и дальняя периферии, являющегося суммой частных экономик с разным уровнем богатства. Из этого построения возник такой вид неравенства, как международное разделение труда, конкретизирующееся в виде пространственной модели развития и отсталости, так как разделение труда в масштабе мира-экономики не было соглашением равных партнеров [2, с. 14].