Тоска жизни, продолжающаяся без надежды.
Баба, которая такая по характеру, что сама себе делает аборты.
Тайна проституции: единение тела предполагает единство душ, но в пр"оститу"ции настолько нет единения душ, настолько это явно и страшно, что нет любви, что от удивления, от гибели, от страха-"единение душ" начинает происходить. Т"аким" о"бразом" все, что доводится до ужаса, превозмогает ужас "со дна" и любовь происходит, гибель ликвидируется. Проституция м"ожет" б"ыть" прочней любви и культуры.
Старичишко, прозванный "фашистом". Он дрочится, физкультурник, оптимист, танцор, престидижитатор, атлет, едок, пловец... а дома, в одиночку, падает в обморок от измождения. Социально-же он хочет быть юным героем.
Старичок радостен,-ударник, разделяет эпоху, ликует.
Жовов, даже болея, и во всех несчастьях, чувствовал себя каким-то свежим, здоровым и спокойным. Его, еще, ничто не могло испугать, даже когда страх приближался к нему смертью,-Жовов силился испугаться, и не мог.
Шофер на шоссе Кавказа-тоже "Жовов".
Кузява зачастую путал себя с пролетариатом,- свое мнение считал классовым, классическим.
Трагедия, мука Жовова, что он хозяин, устр"оитель", рабочий мира, но что-то мешает ему еще ("Что-то"-Кузява).
Искусство должно умереть,-в том смысле, что его должно заменить нечто обыкновенно "е", человеческое; человек может хорошо петь и без голоса, если в нем есть особый, сущий энтузиазм жизни.
"Чем наше будущее социально связано с прошлым теперь? Эта связь все же должна быть, как-бы ни было далеко, высоко наше будущее. В чем же? В чем некий "компромисс", без которого невозможен относительный синтез (смотри у Ленина). Противоречия ведь решаются "подобные", а не абсолютные. По моему - в бюрократии". (Речь в приго-р"одном" поезде)
Писать надо не талантом, а "человечностью" - прямым чувством жизни.
Люди связаны между собой более глубоким чувством, чем любовь, ненависть, зло, мелочность и т.д. Они товарищи даже тогда, когда один из них явный подлец, тогда подлость его входит в состав дружбы.
Надо так до чего-нибудь доорганизоваться, чтоб жизнь вырабатывалась сама без участия- людей, а просто в силу взаимоотношения.
Из нового мира рождается новейший. Всякое существо несколько раз сбрасывает кожу, спускает сукровицу и т. д.-прежде чем получить постоянство.
Полпашкин (...Борисевкин) при несчастий, настоящем несчастий, жаловался всем жаловался с глубоким чувством - и от сочувствия людей, сочувствия, которое превозмогало, превышало его несчастие,-полнел. Горе приносило ему телесную толщину.
Духарня вышла вечером рассекать воздух (гуляние).
В конце романа Кузява во сне видит капитализм и убивает Жовова для добычи из него скелета.
Красота есть обратное понятие. Кто некрасив, тот более намучен социальным неустройством. Кто красив, не избежал неустройства. Но через некрасоту можно достигнуть высшей красоты. А некрасота, это преходящее состояние человека, когда он в мучительности.
Самара, вокзал, 29. VIII. 31 г.
Как народ смотрит на коллективизацию?
-- Ничего: косо. (Кулак)
"Революция как доплатное письмо (когда денег нет)". (Сплетник)
В о т ч е л о в е к:
Такая спешка, такие темпы, такое движение строительства, радости, что человек мчится по коридору своей жизни, ничего не сознавая, живя в полпамяти, трогая работу, не свершая ее, отмахиваясь от людей, от ума - и мчится, мчится, мчится, пропадая где-то пропадом, бесполезный, счастливый, удивительный.
...Кузява все знал, точно жил на свете вторично.
Надо быть живым даже для того, чтобы чувствовать смерть, горе,- мертвые ничего не могут чувствовать. Для смерти нужны живые.
Устраивали праздники по случаю получения паспортов, справок, воинских билетов и т. д.