- У вас копия, наверное... Хотя это же Саврасов, "Грачи прилетели". Он этих "Грачей" штук сто написал.
- На полбанки не хватало? - язвительно спросила Лада.
Она перешла в соседнюю нишу и затихла. Подойдя к ней, Марина увидела, что та пристально разглядывает какой-то азиатский пейзаж. Камни, желтые горы, ослепительно голубое небо, на склоне прилепилась белая мазанка.
- Это, кажется, Верещагин. Был такой художник, до революции еще. С русской армией в походы ходил, там и рисовал...
- Заткнись! - тихо бросила Лада, не спуская глаз с картины.
Из оцепенения ее вывела трель кукушки и стук палки по косяку.
- Заснула, что ли, корова?
Лада резко обернулась. В дверям старик, переодевшийся в черный костюм, чуть ближе - Марина с опущенной головой.
- Открывай иди! - продолжал шипеть на нее дядя. - Да только прежде посмотри, точно ли Секретаренко...
Один из пришедших был длинный, тощий, сутулый, с воровато бегающими глазками, второй - благообразный низкорослый толстячок с аккуратными усиками. Одеты оба солидно, в недешевые импортные костюмы. С собой они принесли большой сверток, плоский и прямоугольный. Картину, скорей всего.
- Прошу знакомиться, это Арнольд Пахомович Эфендиев, - представил толстячка сутулый. - А это, Арнольд Пахомович, тот самый Родион Кириллович, про которого...
- Наслышан, наслышан, - прервал его Эфендиев, протягивая старику пухлую ладошку.
После непродолжительного обмена любезностями гости и хозяин прошествовали в гостиную, а Марина была отправлена на кухню готовить чай для отказавшихся от коньяка гостей. Секретаренко и Родион Кириллович уселись в кресла, а Эфендиев заходил по комнате, цепким взглядом разглядывая картины и отпуская комментарии. Секретаренко с готовностью отвечал на его вопросы. Старик молча сосал лимон, присыпанный сахарной пудрой.
Ладе это скоро прискучило, и она отправилась помогать Марине. Возвратившись с чашками и заварным чайником, она увидела, что на мольберте стоит принесенная картина - серые угловатые, апельсины на буром фоне, а вся троица сгрудилась возле нее, оживленно жестикулируя и обмениваясь непонятными фразами:
- Но экспертиза самого Панова...
- Из Щукинской коллекции, что ли? Так ведь в каталоге двадцать девятого года...
- Панов или не Панов, а за Сезанна я это не взял бы.
- Побойтесь Бога, Родион Кириллович! Аутентичность несомненна. Готов за двух Ге и три листа...
Лада возвратилась на кухню, встала у окна, закурила, выпуская дым в раскрытую форточку.
- Ну что они там?
- Торгуются. Толстый за фрукты плесневелые хочет три листа и Ге. Ну, Ге я еще понимаю - сам тоже ге порядочное втюхивает. Но три листа?.. Тридцать тысяч, что ли?
- Может быть, - на всякий случай отозвалась Марина, не вполне поняв Ладины слова. - Или графики три листа.
- М-да. - Лада замолчала, крепко затянулась и выбросила окурок в форточку. - Надолго это?
- По-разному бывает.
- Я пойду, пожалуй. Тоска тут. Посуду за этими, - она показала в направлении гостиной, - без меня приберешь.
- Останься, а? Ну, я прошу тебя! Если хочешь, прямо отсюда в ресторан закатимся. А? Я угощаю - вчера получку дали.
- Да ну на фиг. Лучше в кулинарии пару табака возьмем. А водочка найдется...
- И как тебе? - Марина выжидательно смотрела на подругу. От водки глаза ее замаслились, щеки пылали. Да, пожалуй, с двух-то рюмашек оно вроде и не должно бы так.
- Это ты насчет похода к Родиону твоему? Ничего, халтурку вот легкую срубила себе.
- Что? Какую еще халтурку?
- Уколы ставить звал. - Марина вздрогнула, и это тоже не ускользнуло от внимания Лады. - По полтора рубля обещал. Это ж в месяц сорок пять выходит. И от работы моей два шага. Я согласилась.
Марина налила по третьей. Рука ее дрожала, и несколько капель пролилось на клеенку.
- Уколы...