Российское искусство новейшего времени
Александр Никитич Севастьянов
Сумеет ли признать ученость,
Не скатываясь в блудословье,
То, что болезнь и извращенность
Есть форма жизни и здоровья?
Андрей ДобрынинИскусствоведы всегда требуют, чтобы искусство
было понятно, но никогда не требуют от себя
приспособить свою голову к пониманию.
Казимир Малевич© Александр Никитич Севастьянов, 2021
ВВЕДЕНИЕ
ХХ век новая эра человечества. Российское искусство как часть искусства Европы.
ЧАСТЬ I
ТЕНДЕНЦИИ, ОПОРНЫЕ ФАКТЫ И ХРОНОЛОГИЯ МИРОВОГО ИСКУССТВА XIX XXI вв.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ МИРОВОГО КРИЗИСА ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ ХХ вв.
1.1. ПРЕДПОСЫЛКА ПЕРВАЯ. О социодинамике культуры. Важность перемены социального контингента заказчика и потребителя искусства. «Восстание масс» как определяющий фактор кризиса искусства.
1.2. ПРЕДПОСЫЛКА ВТОРАЯ. Отмирание ряда функций искусства. Эффект пресыщения. Исчерпанность технических и изобразительных средств традиционного искусства и появление новых материалов и технологий. Импрессионизм в живописи как вершина и предел развития традиции.
1.3. ПРЕДПОСЫЛКА ТРЕТЬЯ. Физионотрас дагеротип фотография: оптико-механические средства воспроизведения действительности как конкурент традиционного искусства. Первые шаги массового искусства.
1.4. ПРЕДПОСЫЛКА ЧЕТВЕРТАЯ. Рынок произведений искусства, реклама и массовый вкус.
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ФАКТОРЫ, ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ МИРОВОГО ИСКУССТВА ХХ ВЕКА.
2.1. Круговорот массового вкуса. Классицизм романтизм реализм как гегелевская триада. Эра романтизма как антитезис эры классицизма: культ индивидуальности и индивидуализма. Модерн в искусстве дитя старой и предтеча новой эры.
2.2. Субъективные и объективные факторы, принципы и критерии в новом искусстве ХХ века.
2.2.1. Субъективные принципы и критерии нового искусства:
А) Авторское «Я»: биография художника как артефакт.
Б) «Он создал свой мир»: самовыражение как цель искусства.
В) Теоретизирование и манифестация.
Г) Групповщина.
Д) Новые приемы творчества и секреты популярности: Отказ от фигуративности и переход к абстракции; Самодостаточность цвета, линии, объема, композиции. Палитра как артефакт; Обращение художника к подсознанию публики, минуя сознание; Самодостаточность замысла. Замысел как артефакт; эскизная фиксация исходного импульса художника как конечная цель искусства («почеркушка» как шедевр); Реминисценция (в т.ч. прямое цитирование) и ирония как признание невозможности ни отрыва от традиции, ни ее полного преодоления, но также и невозможности ее превзойти, от Дали и Пикассо до наших дней; Деструкция; Эротизм до порнографии и эпатаж до забвения всяких границ; Зашифрованные послания: шарады и ребусы.
2.2.2. Объективные факторы, принципы и критерии нового искусства:
А) Рынок; рыночные критерии и манипуляции.
Б) Влияние неевропейских культур: Китай, Турция, Египет, Индия, Япония, Африка, доколумбова Америка и др.
В) Влияние локальных культур Запада.
Г) Интеграция науки и искусства.
Д) Роль глобализации и компьютеризации.
Е) Искусство больших площадей. Включение зрителя, в том числе массового, в художественную ситуацию, в художественное действо.
ЧАСТЬ II
РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
ГЛАВА 1. КОНЕЦ XIX ВЕКА 1932 г. НА ПЕРЕЛОМЕ: БОРЬБА ТЕНДЕНЦИЙ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ
1.1. Передвижники, академическая и историческая живопись бастион традиционного искусства. Новые тенденции в искусстве России конца XIX начала ХХ века: атака на устои и заветы академиков и передвижников.
1.2. Октябрьская революция и Гражданская война в жизни и в искусстве. «До основанья, а затем». Капитуляция и эмиграция Серебряного века.
1.3. Торжество нового искусства в 1920-е гг. (массовые действа, педагогика и театр, монументальная пропаганда, плакат, фарфор).