Распоряжением Совета Министров РСФСР от 12 марта 1965 года за 658-р принято предложение Иркутского облисполкома об отводе в постоянное пользование Байкальскому целлюлозному заводу для производственных целей земельного участка площадью 180 гектаров из земель государственного лесного фонда в Муринском лесничестве Слюдянского лесхоза. Осенью 1966 года комбинат был введён в эксплуатацию. Через некоторое время экологи страны забили тревогу очистные сооружения комбината не обеспечивают полную фильтрацию вредоносных веществ, они поступают в воды Байкала и реки Ангары.
Началась эпопея общественного, народного движения за сворачивание вредоносного предприятия. Помнится то время газетных протестов в защиту святого озера. Многочисленные выезды на стройку руководства бумажной отрасли страны результата не приносили он продолжал гигантскими темпами развиваться. Как потом выяснилось страна очень нуждалась в валютных средствах и, в погоне за ней обезумевшее руководство «Главбумлесопром СССР» устремилось вперед, скорей продавать на экспорт свою продукцию, не думая о нанесении природе огромного вреда. Об этом хорошо рассказал фильм С. А. Герасимова «У озера», вышедший на экраны страны в 1970 году. Фильм смотрелся с интересом, а главное поднимал жизненно важные проблемы народного хозяйства, выносил для обсуждения зрительской аудиторией возникшую опасность жемчужине Сибири, всей нашей огромной страны.
В последующее время борьбы за спасение Приангарья выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» в 1976 году.
В сюжете произведения история затопления расположенного на острове сибирского села Матёры. Земля Матёры постепенно уходит в воображении читателя под воду, как символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок и остаются до смертного часа охранять свои святыни крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Простая русская женщина Дарья пять лет сопротивляется, защищая свой старый дом и всю деревню от погрома. Для нее Матёра и ее дом воплощение Родины. Отстаивает Дарья не старую избу, а Родину, где жили ее деды и прадеды, и каждое бревно не только ее, но и пращуров ее. Автор повести «Прощание с Матерой» показывает, как люди относятся к разрушению их «маленького мира». В финале на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование: «Богодул протопал к двери и распахнул её. В раскрытую дверь, как из развёрстой пустоты, понесло туман и послышался недалёкий тоскливый вой то был прощальный голос Хозяина».
Повесть «Прощание с Матёрой» перекликается с темой сохранения Байкала, так как события, описанные в данном произведении, рассказывают о времени создания плотин для гидроэлектростанций на Ангаре. При строительстве плотин необходимо создание водохранилищ, поэтому встал вопрос о существовании прибрежных деревень. Ангара единственная река, вытекающая из Байкала, которая регулирует уровень и сток воды в озере. А вмешательство человека нарушает баланс природы озера и прибрежной экосистемы. По приказу Министерства энергетики СССР строителям ГЭС предписывалось сносить и затапливать деревни у берегов Ангары. Крестьян насильственно переселяют в другое место, построенное по бездарным проектам, чуждыми русскому народу «специалистами по переселению» без любви к людям, которым тут предстоит жить. Писатель утверждает: «Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. Родина место, где ты родился, вырос, состоялся как человек, любящий свою исконную землю».
Самостоятельной общественной деятельностью В. Г. Распутин начал заниматься в первой половине 80-х годов, став одним из инициаторов кампании за спасение озера Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек. Был членом Комитета Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов. Писатель долгие годы выступал в защиту озера Байкал, публиковал очерки и статьи, принимал активное участие в работе природоохранных комиссий. Служение России В. Распутина продолжалось более 40 лет. Писатель разделяет судьбу своего народа, делается выразителем его духа, он ищет и находит ответы на главные вопросы времени, выражает сокровенный смысл своей деятельности как писателя словами: «Родина, совесть, истина, память, свобода, тогда он обретает значение национального писателя»