Каждому из нас знакома такая ситуация: один из собеседников неловко переминается с ноги на ногу, механически кивает и украдкой посматривает на часы, а другой продолжает повествование, будучи уверенным, что его внимательно слушают. Часто в реальной жизни прервать неинтересный разговор мы не можем по самым разным причинам не позволяет воспитание, статус подчиненного, ученика и т. д. Эта ситуация патовая: оратор не может донести информацию, потому что его уже не слушают, а его визави тратит свое драгоценное время, изображая включенность в разговор. Здесь срабатывает психологический прием контакта глаз: так в жизни мы ловим собеседника на крючок и попадаемся на этот крючок сами, ведь при личном контакте резко прервать беседу значит обидеть человека, пренебречь им.
К счастью для всех, в онлайн-коммуникации подобные установки не действуют, и вам как потенциальному спикеру важно это знать. Ваша аудитория прячется за ширмой экрана и имеет полное право отключиться от трансляции в любой момент. Для вас же это является существенным стимулом к развитию навыка оратора. Причем в новой квалификации вы адаптируетесь вслепую. Любопытно, но этому особому умению на лекциях в вузах не учат. А как раз слепой контакт самый сложный и имеет ряд нюансов.
БЫТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАСНе легче, чем новичкам в области ораторского искусства, приходится людям, имеющим богатый опыт выступлений на камеру под запись. Ошибочно полагать, что и в онлайне они сразу проявят себя как профи. Психологической опоры в виде «ненужное вырежут, нужное красиво смонтируют» здесь не существует придется переучиваться, а вот привычка полагаться на такую возможность может существенно усложнить этот процесс. Основная трудность при переучивании спикера возникает из-за интерференции навыков, то есть отрицательного влияния старого навыка на выработку нового автоматизированного действия. Интерференция возникает в ситуациях, когда на сходные раздражители необходимо реагировать иначе, чем ранее, или когда разные по характеру раздражители требуют одинаковых ответных действий.
Иначе говоря, встать из-за стола, отдышаться и вернуться к аудитории с новыми силами не получится. Как не получится убрать при монтаже неудобный вопрос, адресованный оратору. Именно поэтому главное, что нужно учесть при выступлении на онлайн-площадке, будучи спикером, вы целиком и полностью предоставлены зрителю, вы должны быть для зрителя ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС.
Помочь в этом может осознание факта, что за объективом камеры находятся живые люди со своими эмоциями, жизненным опытом и целями, которые привели их на ваше выступление. Вы говорите с ними и для них, а не с аппаратурой и для себя. И вы должны постараться удержать внимание именно этих людей. Но как же добиться этого с теми, кто не проявляет себя привычными для нас вербальными и невербальными способами? В этом и заключается большая сложность и принципиальное различие между выступлениями онлайн и офлайн. А игнорирование этого различия приводит к довольно частым ошибкам в поведении блогеров, особенно новичков.
Ошибка 1: усиление речи
Когда мы делимся информацией с живой аудиторией, нас подбадривают возгласы слушателей, их одобрительные комментарии, смех над шутками и т. д. Выступающий онлайн работает с беззвучием. Это давит на психику и заставляет оратора усиливать речь. На подсознательном уровне рассказчик ждет, что вот сейчас, после этой фразы последует шквал оваций. А в ответ тишина. «Может быть, меня не слышно?» думает он и начинает говорить громче, использовать горячие эпитеты, восторгать и шокировать публику, словом входить в «состояние Маяковского». А бедные зрители не знают, как реагировать на резкую смену темпа и эмоциональной окраски выступления.
Ошибка 2: переход грани дозволенного в высказываниях
Что в жизни заставляет нас осечься, перевести тему? Мимика и жесты собеседника. От онлайн-спикера, как мы уже говорили, скрыты эмоциональные реакции аудитории и положительные, и отрицательные. Испуганный взгляд, гримаса отвращения, слезы, прикрытый ладонью рот выступление онлайн не дает возможности это увидеть. А значит, увлекшись, можно невзначай затронуть болезненные для других людей темы и даже не заметить этого.
Обиднее всего, что от этой ошибки не спасает репетиция. Проговаривая речь, вы оцениваете ее со своих позиций. Вы можете искренне полагать, что не будет лишним приправить рассказ на глубоко волнующую вас тему циничными высказываниями. Аудитория же услышит только то, что вы произнесете, а ваше истинное отношение к предмету беседы останется за кадром.