Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Реликвии и сокровища Мезоамерики файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Николай Непомнящий
Реликвии и сокровища Мезоамерики
© Непомнящий Н., текст, иллюстрации, 2019
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2019
Что такое Новый Свет?
Сегодня, по сложившейся традиции, а вернее «историческому недоразумению», за Центральной и Южной Америкой навсегда закрепилось название Новый Свет. В те же годы, когда у берегов Америки появились первые испанские каравеллы, весь огромный континент, включая острова Вест-Индии, был населен множеством индейских племен и народностей, находившихся на самых разных уровнях культурного развития, и не носил никакого названия. Большинство его жителей было охотниками, рыболовами или земледельцами. Лишь в двух сравнительно небольших областях Нового Света конкистадоры встретили высокоразвитые индейские цивилизации в Мезоамерике и в Андах (Перу Боливия). Именно на их территории, протянувшейся узкой полосой вдоль западного и в меньшей степени восточного побережья континента, родились наивысшие культурные достижения доколумбовой Америки. Накануне испанского завоевания здесь проживало до двух третей всего населения Нового Света, а с рубежа нашей эры на основе интенсивного земледелия возникают самобытные государства индейцев нахуа, сапотеков, майя, кечуа, аймара и другие. Как отмечает в книге «Древнейшие цивилизации Мезоамерики» крупный российский американист, доктор исторических наук В. Гуляев, научной литературе эта территория получила название «зоны высоких цивилизаций». Она подразделяется, в свою очередь, на два больших района: северный (Мезоамерика) и южный (Андская область: Боливия Перу), с промежуточной зоной между ними (южная часть Центральной Америки, Колумбия и Эквадор).
В 1943 году историк Г. Кирхгоф выделил культурно-географическую область Мезоамерику. Она с тех пор и закрепилась под таким названием в трудах историков и этнологов.
Чтобы лучше понять место цивилизаций Мезоамерики в древнем мире, представляется необходимым обратиться к трудам отечественных ученых и в особенности В. Гуляева.
«На мой взгляд, пишет В. Гуляев, Мезоамерика это прежде всего особый, северный район зоны высоких цивилизаций Нового Света в доколумбову эпоху, и, следовательно, ее южная граница на протяжении примерно полутора тысяч лет (от рубежа нашей эры до испанского завоевания) совпадала в целом с южной границей самой южной мезоамериканской цивилизации индейцев майя, т. е. проходила по землям Западного Сальвадора и Западного Гондураса. Территориально Мезоамерика включала в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса. В этой области, отличающейся необычайным разнообразием природных условий и пестрым этническим составом, на рубеже нашей эры произошел переход от варварства к цивилизации и государственности, что сразу же выдвинуло местных индейцев в число наиболее развитых народностей древней Америки.
Вся история Мезоамерики загадка
Анализ мезоамериканских археологических памятников имеет большое значение не только для исследования прошлого самой Мезоамерики; они представляют большой теоретический интерес и для изучения процессов и явлений, сопровождающих рождение классового общества и государства в целом».
По признанию официальной науки, местные цивилизации возникли и развивались без воздействия других очагов культуры, находившихся в Египте, Двуречье, долине реки Инд, и прошли примерно через такие же стадии развития, что и древние общества Старого Света, но с некоторым отставанием. То есть большинство ученых и В. Гуляев в их числе могут быть причислены к так называемым «изоляционистам», не признающим регулярных доколумбовых контактов между Старым и Новым Светом (хотя сам Гуляев в свое время детально изучал проблему трансатлантических связей народов Мезоамерики и Старого Света в древности и даже написал об этом книги).
Приверженцы этой концепции считают, что местные цивилизации были созданы при абсолютном господстве каменной индустрии, отсутствии изделий из металла (до IXX вв.), гончарного круга, колесных повозок, домашних вьючных и тягловых животных. Между тем открытия и находки последних лет несколько поколебали эту «безоблачную» картину изолированного самостоятельного развития, и в данной книге мы постараемся показать, что культуры Мезоамерики были не такими уж независимыми от остального мира