Также в предисловии хотелось бы отметить, что целый ряд методических находок, которые хорошо работают во время катехизации, были в свое время позаимствованы из огласительной практики, разработанной священником Георгием Кочетковым. Например, формат открытых встреч перед началом оглашения, чтение Псалтири в начале и в конце огласительных встреч, а во многом и формат самих огласительных встреч, служение марф и некоторые другие методические и педагогические приемы оправдали себя многолетним опытом и неизменно нами используются.
Адресат книги по меньшей мере двойной и, возможно, несколько противоречивый, в чём кроется и некоторый риск. С одной стороны и прежде всего, она предназначена для тех, кто хотел бы вести на своих приходах длительную катехизацию, то есть для катехизаторов. Круг таких потенциальных читателей, наверное, не очень широк.
Кто это такие? Во-первых, это священники. Да-да! И они, по крайней мере те из них, кто чувствует такое призвание, могут быть катехизаторами! И в первую очередь это настоятели руководители приходов. Если дело катехизации ставится на серьезную основу, это означает, что оно так или иначе касается жизни прихода в целом, требует целого ряда мер и усилий, часть которых точно в компетенции главы прихода.
Во-вторых, это катехизаторы-миряне, без которых катехизация рискует превратиться в клерикальное менторство однобокую пародию на полноценное оглашение, предполагающее не только внимание к слову отцов, но и знакомство с опытом братьев и сестер. С другой стороны, книга может послужить не только катехизаторам, но и потенциальным катехуменам тем, кто хотел бы узнать об одном из возможных путей вдумчивого и обстоятельного знакомства с христианством, с Церковью, с православной верой. Это похоже на то, как если бы вы, придя в ресторан, заглянули на кухню, что вообще-то не принято и даже не разрешается, но, если вдруг удастся, позволит составить дополнительное и, возможно, более достоверное, чем в красиво оформленном меню, представление о качестве приготовляемых блюд.
Помимо описания практических наработок, вызревших из огласительного опыта Феодоровского собора, нашу задачу мы видели и в том, чтобы показать, что настоящая катехизация длительна; что катехизация дело настолько же трудное, хлопотное, полное разочарований и слез, насколько и славное, благодатное, исполненное радости и нескончаемой новизны.
Глава I
Что такое катехизация
1.1. Терминология
1.1.1. По-гречески
Для начала дадим краткое, хотя и несколько суховатое определение. С давних времен термин «катехизация» означает научение истинам христианской веры, цель которого вхождение, или вступление, в Церковь[2] Христову, или, выражаясь иначе, приведение человека ко Христу.
Катехизаторами называют тех, кто ведет катехизацию, а катехуменами тех, кто под руководством катехизаторов проходит эту самую катехизацию.
1.1.2. По-славянски и по-русски
Названные термины, как и многие другие в православном церковном лексиконе, греческие. В Русской Церкви (как и в других славянских церквах) издавна им подобраны славянские переводы-кальки: катехизация оглашение; катехумены[3] оглашаемые (оглашенные не совсем точно, см. п. 2.2.3). Что касается катехизаторов, то теоретически возможные славянские аналоги «огласители» или «оглашатели» в церковной лексике не прижились и не употребляются.
Калька заключается в том, что греческое слово имеет своим корнем «ήχος» («ихос»), что значит «звук», «голос» или, по-славянски, «глас». Есть еще одно церковное слово с тем же корнем: октóих осмогласие. Из общеизвестных же нецерковных слов «эхо», «отзвук». Славянский термин «оглашение» точный перевод-калька греческого слова, где «кат-» (точнее, «катá-») приставка, переведенная славянской приставкой «о-».
Конечно, в широком современном словоупотреблении, не связанном с Церковью, термин «оглашение» вряд ли кого-то отошлёт к катехизации как наставлению в вере. Даже согласование с другими словами подразумевает совершенно другие шаблоны и штампы. Когда в обычной речи говорят «оглашение», имеется в виду действие, направленное на неодушевленный предмет чаще всего текст. Оглашают список, оглашают приговор, оглашают чье-то решение и т. п. Вопрос ставится так: огласить или оглашать что?