Успенский с 14 по 28 августа.
Самые строгие Великий пост и Успенский пост. В эти дни запрещается употреблять в пищу не только мясо, но и яйца, молочные продукты, а рыба разрешена только на Благовещение (7 апреля) и Вербное воскресенье за неделю до Пасхи.
Петровский и Рождественский посты не очень строги. В них разрешена к употреблению рыба, кроме пятницы и среды.
Но сразу хочу сказать, что такие строгие ограничения предписаны далеко не для всех. На самом деле смысл поста в том, чтобы ограничить себя в самом желанном, в том, к чему вы привязаны всей душой. Человеку, который не может жить без мяса, очень сложно будет отказаться хотя бы от этого продукта даже при условии, что все остальные разрешены. То же касается и всех остальных продуктов. А вот для вегетарианца гастрономический пост не имеет смысла: ведь он и так не ест скоромного. В этом случае ему надо отказаться от чего-то, что он очень сильно любит. Человеку неверующему все эти запреты и отказы покажутся перегибом, издевательством над организмом и психикой. Но смысл постовых ограничений в том, чтобы человек отвлекся от земных привязанностей и освободил свою душу для общения с Богом. Ведь дело не в колбасе и голубцах, а в том, что сытная, вкусная, тяжелая пища слишком привязывает нас к земле, не дает воспарить к высотам духа.
Если вы никогда в жизни не постились попробуйте в ближайший пост ограничить себя в чем-то одном. Если очень любите мясо не ешьте его. Если не можете прожить без молочных продуктов откажитесь от них, а все остальное ешьте. Для начала и этого будет достаточно.
Немыслим пост без молитвы. Для каждого поста существуют свои особые молитвы, которые указаны в православных молитвенниках. Марья Петровна посоветовала мне соблюдать молитвенное правило преподобного Серафима Саровского (этого святого она очень почитала). И я рекомендую вам поступать так же.
Молитвенное правило преподобного Серафима СаровскогоВставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы.
Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.
Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного или грешную», а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только «Господи, помилуй» и продолжает до обеда.
Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, читает тихо «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешного» или же «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя, грешного или грешную», и это пусть продолжает до самого сна.
Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением.
Отче нашОтче наш, Иже еси на Небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукавого,
Яко Твое есть Царство, и сила, и слава вовеки. Аминь.
Песнь Пресвятой БогородицеБогородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Символ ВерыВерую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.