Раззаков Федор
Федор Раззаков
Не секрет, что практически ни одному, даже созданному руками самых дотошных мастеров, фильму не удается избежать ляпов. Как говорили древние: "Всем нам свойственно ошибаться". Между тем на Западе есть люди, которые почти всю жизнь посвятили тому, чтобы с завидной скрупулезностью выискивать эти самые киношные ошибки. Одним из таких людей является француз Люк де Вилар (родился в 1955 году), которого как огня боятся даже самые маститые кинорежиссеры. Говорят, свой талант выискивать ошибки он обнаружил еще в младенческом возрасте. Будучи карапузом, листал как-то красивую книжку с комиксами и обратил внимание на то, что нарисованные персонажи не отбрасывают теней. С тех пор Люк будто с цепи сорвался: стал дотошно выискивать ошибки во всех книгах, хранившихся в их домашней библиотеке, а в пять лет перешел на кинофильмы. Он даже специальный блокнотик завел, куда выписывал все найденные им ляпы.
На сегодняшний день у Вилара собрана одна из самых больших коллекций кинематографических ошибок, насчитывающая более 5 200 ляпов. Как говорит сам коллекционер, ему еще не попался ни один фильм, где он не сумел бы обнаружить хотя бы одну ошибку. Все фильмы Вилар обычно смотрит на видеомагнитофоне с замедленной скоростью, а в особо сложных случаях применяет более совершенный метод: смотрит фильм на двух экранах одновременно с разницей в несколько секунд, что позволяет видеть один и тот же кадр до и после монтажного стыка, когда, собственно, и совершается большинство ошибок. Перечислять все ошибки, найденные Виларом, конечно, бессмысленно, поэтому ограничимся лишь некоторыми.
Так, в фильме "Рок-н-ролл за решеткой" с незабвенным Элвисом Пресли в главной роли, кумир молодежи в одном кадре танцует в тюремной робе с номером 6240, а уже в следующем - с номером 6239. В ленте "Спартак" с Керком Дугласом Вилар разглядел на дальнем плане римских легионеров... в теннисных тапочках. А в фильме "Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа" в одном из эпизодов на актере, играющем Иисуса, надето рубище, на котором... проглядывает этикетка из прачечной. В другой ленте - "Человек в макинтоше" - герой Пола Ньюмена плывет в море, однако в кадре видно, что вода бурлит от его движений не позади него, а впереди, что означает: пловец плывет задом наперед. Видимо, при монтаже этот кусок пленки склеили задом наперед.
Есть в коллекции Вилара и свои рекордсмены: например, французский детектив "Лифт на эшафот", который побил все рекорды по ляпам - ошибки в нем следуют каждые пять минут (пассажир гоночного автомобиля говорит водителю: "Ты мчишься как сумасшедший со скоростью 140 километров в час", в то время как в заднем окне виден старый драндулет, который сигналит, чтобы ему уступили дорогу, и т. д.).
Думаете, там у них на Западе только один Вилар дотошно выискивает ляпы в кино? Как бы не так! В конце 90-х в американском издательстве "Харпер Коллинз" вышла книга Саймона Роуза на эту же тему. Приводить здесь все ошибки, описанные там, бессмысленно, поэтому вновь ограничимся лишь некоторыми.
"Грозовые дни": герой Тома Круза жалуется врачу на покраснение радужной оболочки левого глаза. Однако в следующих эпизодах раненым оказывается уже правый глаз, а потом вновь речь идет о левом.
"Челюсти": в фильме есть эпизод, где граждане отмечают День независимости США. Кто не знает - он выпадает на 4 июля. Однако в фильме показывают явно не то время - на деревьях отсутствуют листья.
"Камелот": действие фильма происходит во времена правления короля Артура, то бишь в V-VI веках нашей эры. Однако в одной из сцен дотошный зритель может увидеть у героя Харрисона Форда...