Мы не ответственны за поведение своих тайных неизреченных двойников, о которых и вспоминаем-то только в некоторых снах и забываем задолго до пробуждения, вот что я хочу сказать.
Вопрос читателя: Макс затащил Кофу в другой мир, соответственно, Кофа получил возможность путешествовать по мирам, видеть сны и уходить на Темную сторону. Но Джуффин как-то говорил, что на таком вот «человеке Мира» держался Тайный Сыск, что он что-то вроде опоры Сыска.
И как они теперь без опоры? (Понятное дело, что справятся, это Тайный Сыск, для них все возможно, но все же как?)
М.Ф.:Ну, ровно так же, как сегодня справляется без таблеток от запора человек, который по рекомендации врача принимал их курс восемь (например) лет назад и благополучно вылечился. Как справляется без материнского молока пятнадцатилетний подросток. Как справляется без присмотра воспитательницы детского сада сорокалетняя мать семейства.
Я хочу сказать, все меняется. Любая живая система нестабильна. Правила, которые работали вчера, будут только мешать и связывать по рукам и ногам сегодня. Изменения это не из ряда вон выходящее событие, это нормально, это просто жизнь.
Вопрос читателя: Как сэр Кофа смог попасть на посиделки в «Кофейную гущу»? Насколько я помню, он единственный из всей команды, кто не мог гулять по Темной стороне, ибо он человек иной природы, более «земной», скажем так. Как ему удалось преодолеть себя?
М.Ф.:На основании всего, что Кофа успел рассказать о себе, я, честно говоря, подозреваю, что Кофина «земная природа», т. е. почти полная неспособность к Истинной магии следствие ворожбы его заботливого отца. А на любое колдовство найдется способ его отменить.
Кроме всего, не следует упускать из вида, что в этой истории замешан сэр Макс, а он такой специальный полезный хитровыкрученный ноль, который может прийти к любому нормальному солидному числу и как-то почти нечаянно его на себя поделить. И делятся как миленькие, и результат всегда один бесконечность (возможностей).
Чашка вторая
«Одна и та же книга»
О снах, жизни и литературеВ этот раз я хочу поговорить о литературе, осознанном сновидении и повседневной жизни.
Итак, одна и та же книга.
И начну я прямо с того же, с чего начинается сборник.
Жизнь и сновидения страницы одной и той же книги.
Шопенгауэр(Здесь, как в той самой шутке про «чтобы тайна, секс и монаршая особа» присутствуют все три составляющие разговора: книга, жизнь и сновидения.)
А вот еще одна цитата:
Литература всегда казалась мне своего рода разновидностью сна (пожалуй, единственной легкоуправляемой разновидностью). Чтение искусство сновидения для ленивых; писательство, по большому счету тем более.
(Здесь, как в той самой шутке про «чтобы тайна, секс и монаршая особа» присутствуют все три составляющие разговора: книга, жизнь и сновидения.)
А вот еще одна цитата:
Литература всегда казалась мне своего рода разновидностью сна (пожалуй, единственной легкоуправляемой разновидностью). Чтение искусство сновидения для ленивых; писательство, по большому счету тем более.
Макс ФрайИ третья, из самого первого рассказа сборника:
Всякий город таинственное и удивительное место, но это мало кто замечает.
Если вооружиться всеми тремя, то самое интересное начинается, если подставить в третью вместо слова «город» последовательно «сон», «книга» или «жизнь».
Причем правдивость никак не пострадает.
Смотрите:
Всякий сон таинственное и удивительное место, но это мало кто замечает.
Всякая книга таинственное и удивительное место, но это мало кто замечает.
Всякая жизнь таинственное и удивительное место, но это мало кто замечает.
Правда, в каждом из трех вариантов слушатели, скорее всего, будут оспаривать разное. В первом случае будут спорить с «мало кто замечает», во втором со словом «всякая»: есть книги интересные и не очень, а в третьем, я думаю, пожмут плечами и скажут «может быть, чья-то, но не моя».
А теперь я скажу очевидное, но иногда нужно говорить и очевидное.
Практически все книги Макса Фрая это пособие по овладению осознанным сновидением и превращению повседневной реальности в таковое. То есть превращению «не таинственного и не удивительного» и «чужого» в мало того, что таинственное и удивительное, но, и это самое важное, в свое.
Причем рецепты повторяются из книги в книгу, из рассказа в рассказ: приведи в порядок свои сны, будет проще с жизнью. Хочешь что-то поменять съешь или выпей что-нибудь, это, конечно, принцип Алисы, но ведь «Вниз по кроличьей норе» это именно рассказанный сон.
И вот более точная инструкция: хочешь поменять не просто что-то, а с одного конкретного на другое конкретное заведи ритуал.
И описанных ритуалов на перемены более чем достаточно, практически на все случаи жизни.
Существует множество практик работы со снами и их символикой, и те, кто умеет читать символику, часто пользуются снами как ответами на вопросы, например.
Скажем, мучает вас какая-то ситуация, не можете вы решить, что делать, не можете даже понять, как к ней относитесь и чего хотите можно тщательно сформулировать вопрос к собственному подсознанию и получить на него ответ в виде сна.