Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу От Омара Хайяма до Джона Донна. Переводы файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
От Омара Хайяма до Джона Донна
Переводы
Составитель Игорь Соколов
Переводчик Игорь Соколов
Иллюстратор Альфонс Муха
© Игорь Соколов, перевод, 2017
© Альфонс Муха, иллюстрации, 2017
Омар Хайям
Рубаи
Стих 1
Кто-то там вдруг подумал, ты должен
возникнуть,
Ты возник, но не можешь к себе сам привыкнуть,
Стоит ли горевать об отсутствии власти,
Будь свободой своей хоть немножечко счастлив!
Стих 2
Вот бы за тысячи лет изучив всю дорогу,
В себе обрести всемогущего Бога,
Иль за тысячи лет взмыть хотя бы травою,
Чтобы травою вернуть обладанье живое
Стих 3
Одному легче высветить сердцем добро,
Чем изгнать из всех грешников гнусное зло,
И лучше забыться в плену у души,
Чем рабом прозябать в страстях у толпы
Стих 4
И мудрые тщетно пытались понять,
Как мир может вечно струить благодать,
И только фантазией правя своей,
Они, как и мы, плыли в царство теней
Стих 5
Кто-то вместо меня тропинку обрел
И не я откапал мудрости соль,
Неужели Творец соль подал сверху мне,
Чтобы я подсказал, жизнь проходит во сне
Стих 6
Не из тех я, кто, увидев Смерть, страшится,
И там, я думаю, не меньше будет смысла,
И в час, начертанный, я жизнь верну тому,
От кого в подарок Вечность получу
Стих 7
Как много лет, Хайям, тебе любить с блаженством,
Меняя часто суету на совершенство,
Ведь все равно исчезнешь под травой
Как родник с животворящею водой
Стих 10
У Аллаха был точно заранее план,
Чтобы каждый из нас попался в капкан,
Так мы сами, своею землей управляя,
Даже думать не можем о сказочном рае
Стих 11
Ты на годы пришедший сюда словно гость,
Вдруг с уходом рыдаешь, таишь свою злость,
И как ты мог быть счастливым в мгновенье,
Когда самый счастливый не знает рожденья
Р. S. В этом стихотворении Омар Хайям обыгрывает и переосмысливает умозаключение, которое неоднократно встречается у многих античных философов, включая Платона: «Начало не имеет возникновения!» При этом большинство из них были уверены в бессмертии человеческой души. Однако, до Омара Хайяма это умозаключение переосмыслил Эклессиаст (под которым многие подразумевают царя Соломона), чья книга вошла в Ветхий завет, который и написал в своей книге, что счастлив лишь тот, кто не родился на этом свете После Эклессиаста эта метафора стала довольно часто встречаться в литературных и философских произведениях наших предшественников.
Стих 12
Смерть придет мое тело отдайте могиле
И прах с глиной смешайте, вам это по силе,
А, слепив кувшин, заполняйте вином,
Дух бессмертья со мной согреет ваш дом
Стих 14
Мы вместе взятые венец Творенья,
Наш разум всюду сеет блеск прозрения,
Так всю Вселенную представив украшением,
Я тут же вижу в ней алмаз наше горение
Стих 15
От дыханья Сатурна до лона Земли
Все загадки раскрыли ответы свои,
Я решал их легко, пока текли дни,
Только Смерти загадку не вырвал из тьмы
Стих 16
Мы тени в театре, кто вырезал нас,
И кто вместо истины дал нам экстаз,
Являясь на миг, мы спешим в Неизвестность
И чуем всей жизнью падение в бездну
Стих 17
Старая юность и юный цветок
Заключены в отведенный им срок,
И от Вечной Вселенной какой прок живым,
Все пройдет, все исчезнет, растает как дым
Стих 18
Сколько близких, родных съела эта дорога
И кто тайну ее приоткроет немного,
И как память вберет в себя все Мирозданье,
Нет дороги назад, а вперед лишь в прощанье
Стих 19
Этот знатный дворец был овеян величьем
И богатством людей, века живших отлично,
Но сейчас на его заросшей макушке
Сидит и поет одна лишь кукушка
Стих 20
Стих 20
Кто не пытался взмыть порою в небо,
Земля съедает всех живых, за телом тело,
Но не гордись, что ты еще живой
И твоя очередь придет сливаться с тьмой
Стих 21
Месит глину гончар в горячем поту,
Плачет глина, вздыхая: Ты мнешь красоту!
Ты глупец, и не видишь, что это судьба,
Это прах всех живых, их любовь и мечта
Стих 22
Создавший чудом наше Мирозданье,
Дал смертным грусть и слезы в час прощанья,
А сколько уст сладчайших, нежных кос,
Объятых мускусом, ему зарыть пришлось
Р. S. Мускус ароматное вещество, добываемое из половых желез кабарги На Востоке часто использовалась для усиления сексуального возбуждения и половой страсти
Стих 23
Кому отдалось нежно Мирозданье
И кто, вкусив Любовь, пил сладкое вино,
Уже в земле хранит всю ярость обладанья,
Объятый Вечностью, он спит уже давно
Стих 24
Имеющий глаза во тьме могил,
Увидит бездны пожирающих нас сил,
Царей увидит в пасти муравьев,
Кормленье Вечности в сжигании основ
Стих 25
Спрячь смелость свою, ибо рок
Вмиг раскроет Смерти чертог,
Даже самая вкусная сладость
Таит яд, чтоб убить твою радость
Стих 26
Проживи хоть сотни тысяч лет,
А все равно покинешь этот свет,
Беднягой в нищете иль полководцем в битве,
Цена всей жизни Смерть, вот, главное событье
Стих 27
Себя вознесший выше всех людей
Богатством, словом, вихрем злых страстей,
Взгляни, за обликом твоей чудесной жизни
Уж Смерть зовет покинуть наши выси
Стих 28
Горит в тюльпанах кровь земных царей,
Вся мудрость их с обманом и тьма лихих людей,
А в фиалках нежных безумство юных дев
Цветет из древней страсти, бросая свой посев
Стих 29
Тщетно думать, когда Смерти час
Куда-то захватит с собою и нас,
Ну, что ж, виночерпий, налей мне винца,
Пока еще я не почуял конца