Еврейские погромы. Скорбь по двойным стандартам - Андрей Буровский страница 17.

Шрифт
Фон

Перелом иудейской истории?

События 66–73 годов часто считают переломным моментом в ходе всей иудейской истории.

Число погибших иудеев оценивался примерно в миллион – в треть населения страны. Из этого миллиона только около ста тысяч погибли на поле боя – остальные умерли от голода или были истреблены римлянами. Огромное число людей покончили с собой, не желая сдаваться; многие из них убивали сначала жен и детей, потом сами следовали за ними. Число этих самоубийц, к сожалению, крайне трудно установить сколько-нибудь достоверно.

В одном Иерусалиме погибло то ли миллион сто тысяч человек (по словам Иосифа Флавия), то ли все же шестьсот тысяч, по словам Корнелия Тацита. Первая цифра явно преувеличена, вторая может быть и реальной[63].

Ведь осада Иерусалима началась в праздник Опресноков, то есть на Пасху. В городе находились паломники со всего Средиземноморья, так что «целый народ оказался заключенным в общую для всех темницу, и… война окружила город, до отказа наполненный людьми»[64].

Любопытный парадокс: когда египетский иудей Александр казнил и продавал захваченных в Иерусалиме иудеев, в их числе наверняка были и иудеи – паломники из Египта.

Единственные, кто спасся при штурме Иерусалима, – это христиане. Было ведь сказано Христом: «Скоро разрушится сей город, и не останется камня на камне». Христиане поверили и ушли из Иерусалима заранее. А кого Й’ахве решил погубить, тем не дал пойти за Христом.

Иерусалим оказался полностью разрушенным. Еврейские историки постоянно пишут, что римляне выгнали иудеев из Иерусалима… Выгонять было неоткуда. Римляне запретили иудеям восстанавливать город.

Характерно, что ненавидящие еврейские предания о Тите Флавии вовсе не ставят ему в вину кровь, которую пролили в Иерусалиме его воины. Сожжение Иерусалимского храма заслонило все остальное. Впрочем, еще более странно, что ни еврейские предания, ни современные еврейские историки не замечают другого – рек крови, пролитых евреями в ходе гражданской войны друг с другом.

Изменилось само иудейское общество. Исчезли целые сословия, целые направления в иудаизме.

Почти поголовно погибли саддукеи – их, как представителей ненавистной аристократии, истребили зелоты и сикарии.

Сами же зелоты и сикарии в абсолютном большинстве погибли в ими же развязанной войне.

Погибли и ессеи. Обычно пишут, что гибель ессеев – на совести римских солдат. Но ведь это – только не доказанное никем предположение. «Археологи обнаружили свидетельства того, как члены кумранской общины, уже увидевшие неотвратимо надвигавшихся на их поселение римских солдат, торопливо прятали в пещерах драгоценные свитки – где-то через полчаса всем этим людям предстояло погибнуть»[65].

Но почему ессеи увидели именно римлян? Сикарии и зелоты резали всех «не своих» намного более жестоко, чем римляне.

Уцелевшие ессеи, скорее всего, окончательно отделились от иудаизма, влились в иудео-христианские общины или в секты сампсеев, элкасаитов, мелхиседекиан. Одно из важнейших кумранских сочинений, т. н. «Дамасский документ», было обнаружено в генизе (хранилище) каирской караимской синагоги.

Само иудейское общество существенно изменилось. Не стало пророков, не стало священнослужителей. Все нити, связывающие иудейскую традицию с традициями Древнего Востока, окончательно порвались.

Храм в Иерусалиме погиб, в Египте его закрыли. Только Библия и Закон стали святынями иудеев – и в диаспоре, и в Палестине.

Уцелели только книжники, преемники в первую очередь фарисеев.

Во время осады Иерусалима на сторону римлян перебежал некий Иоханан бен Заккай. Из осажденного города не так просто было выбраться. Иоханан придумал способ, мягко говоря, не самый нравственный: его ученики выбежали на улицу с рыданиями, что дорогой учитель умер от заразной болезни. Городские власти тут же позволили похоронить «умершего» за пределами города, между стенами Иерусалима и валами осаждающих римлян. Посыпая голову пеплом, раздирая на себе одежды и завывая должным образом, ученики вынесли за городские стены заколоченный гроб… и принесли его прямиком к шатру Веспасиана. Там «воскресший» Иоханан долго пророчествовал и в конце концов попросил Веспасиана: если он станет императором, пусть он позволит Иоханану бен Закаю с его учениками основать в каком-нибудь из городов Палестины школу – для изучения еврейских законов и преданий.

Якобы бен Заккай долго говорил с Веспасианом и попросил: «Дай мне Явне с его мудрецами». Скорее всего, это легенда: 1 июля 69 года Веспасиан, провозглашенный императором, отбыл в Рим. Но факт, что римское командование разрешило Иоханану бен Заккаю отправиться в Явне, который он превратил в новый духовный центр иудаизма, а позже и в Синедрион.

«Как религиозные, так и исторические традиции еврейского народа видят в Иоханане бен Заккае «хранителя очага» иудаизма, его основ и ценностей, спасенных им от гибели и переданных последующим поколениям народа. Лишенные каких-либо атрибутов политической независимости, рассеянные по всему миру, евреи, в значительной степени благодаря целеустремленности и дальновидной деятельности Иоханана бен Заккая, смогли сохраниться как народ и продолжать в уникальных условиях галута развивать и множить свое духовное и культурное наследие»[66]

Примечания

1

Наумов И., Флегон С. Русский антисемитизм и евреи. Лондон: Флегон-пресс, 1968. C. 51.

2

Там же. С. 51.

3

Карманная еврейская энциклопедия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. С. 139.

4

Флейшман Л. У неиссякаемого источника великой ненависти // Лехаим. 2001. № 11. С. 22.

5

Бабель И.Э. Избранное. М.: Гослитиздат, 1957. C. 156.

6

Ветхий Завет. Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1991. С. 239.

7

Там же. С. 343.

8

Абаев В.И. Перевод персидского текста Большой, или Бехистунской, надписи // Хрестоматия по истории Древнего мира. Изд. 2-е. Т. 1. М., 1950. С. 255–263.

9

Ветхий Завет. Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1991. С. 541–542.

10

Татищев В.Н. История Российская. В 7 т. Т. 2. М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1963. C. 129.

11

Шульгин В.В. Что нам в них не нравится. М., 1993. С. 125.

12

Сегель А.Я. Как человек стал великаном. М.: Детгиз, 1967.

13

Греческие авторы о евреях и иудаизме. Введения и комментарии Менахема Штерна. Русское издание под научной и литературной обработкой Н.В. Брагинской. Т. II. Часть 2. М. – Иерусалим, 2002. Т. I. Часть 1. С. 400 сл. Прим. к № 166.

14

Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. / Пер. О.Л. Левинской. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа (Против Апиона). / Пер. А.В. Вдовиченко. (Серия «Библиотека Флавиана». Выпуск 3.) М. – Иерусалим, Гешарим – Еврейский университет в Москве, 1994. С. 10.

15

Там же.

16

Греческие авторы о евреях и иудаизме. Введения и комментарии Менахема Штерна. Русское издание под научной и литературной обработкой Н.В. Брагинской. Т. II. Часть 1. С. 400 сл. Прим. к № 166. Т. I. Часть 1. С. 411. № 170.

17

Иосиф Флавий. О древности еврейского народа (Против Апиона). / Пер. А. В. Вдовиченко. (Серия «Библиотека Флавиана». Выпуск 3.) М. – Иерусалим, Гешарим – Еврейский университет в Москве, 1994. II, С. 89.

18

Бикерман Э.Дж. Евреи в эпоху эллинизма. М. – Иерусалим, 2000. С. 259 сл.

19

Иосиф Флавий. О древности еврейского народа (Против Апиона). / Пер. А.В. Вдовиченко. (Серия «Библиотека Флавиана». Выпуск 3.) М. – Иерусалим, Гешарим – Еврейский университет в Москве. 1994. II. С. 65.

20

Там же. II. С. 65.

21

Там же. I. 25 (223).

22

Страбон. География. М., 1994.

23

Иосиф Флавий. О древности еврейского народа (Против Апиона). / Пер. А.В. Вдовиченко. (Серия «Библиотека Флавиана». Выпуск 3.) М. – Иерусалим, Гешарим – Еврейский университет в Москве, 1994. I. С. 311).

24

Греческие авторы о евреях и иудаизме. Введения и комментарии Менахема Штерна. Русское издание под научной и литературной обработкой Н.В. Брагинской. Т. II. Часть 2. М. – Иерусалим, 2002. Т. II. Часть 2. С. 391. Приложение I, 14.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке