Почему погибла культура Мохенджо-Даро?
Пришли арии, разрушили города, всех разогнали, а кто не убежал, того зарезали.
Но позже британские археологи Р. Уиллер Э. Маккей, С. Дикшит доказали – все сложнее. Судя по всему, Мохенджо-Даро запустел из-за экологической катастрофы. Люди так интенсивно вели хозяйство, что превратили свою землю в пустыню…
В других местах, подальше от самых древних и самых больших центров цивилизации, жизнь еще долго продолжалась. Гуджаратские археологи копали в Лотхале (что означает тоже «холм мертвых», только на гуджарати). И оказалось – цивилизация Мохенджо-Даро продолжалась в Гуджарате еще в конце II тысячелетия до P. X. И вот этот сравнительно маленький город действительно захватили враги… Правда, были они вовсе не высокими блондинами, а среднего роста и очень южного облика…
Очень может быть, арии и «добили» древнюю цивилизацию дравидов. Но тогда вопрос: как же быть с их цивилизаторской миссией? Выходит, пришли они не в пустую страну, еле населенную дикарями. На пути арийских племен лежала давно цивилизованная страна с благоустроенными городами, орошаемым земледелием, садоводством, письменностью и высоким уровнем развития искусства.
В арийских преданиях и мифах сохранились упоминания о том, с каким удовольствием их предки врывались в эти города, пасли коров в садах и вытаптывали поля. В Индии до них было что вытаптывать!
Цивилизаторы…
Арии завоевывают Индию
Арии проникали в Индию несколькими волнами. Самая ранняя приходится примерно на XXV век до P. X. Самая поздняя – на XV век до P. X. Это были нашествия ничем не связанных между собой народов. Даже если они и говорили на понятных друг другу языках, то никак не были друг для друга дорогими сородичами и воевали друг с другом не хуже, чем с дравидами.
Эти племена слились в какую-то общность только в XI–X веках до P. X. Произошло это в Восточном Пенджабе, и большинство ученых связывают ариев с археологической культурой «серой расписной керамики». В это же время складывается и «Ригведа».
Арии были в первую очередь скотоводами. Они разводили овец, мулов и ослов, лошадей, коров. Коровам и быкам они поклонялись. Коровам, как подательницам жизни в виде мяса и молока. Быкам – как воплощению необоримой стихийной мощи.
Арии разводили стада коров, пили их молоко и какой-то непонятный напиток – сому. Сома веселила и пьянила, делала людей сильнее и умнее, даровала долголетие и счастье. Когда арии пили сому, они приближались к богам.
Что это за сома? Неизвестно. Вполне возможно – это был хмельной напиток из молока. Другие исследователи думают, что пиво из проса или другой слабоалкогольный напиток. Вроде, даже была какая-то особая трава, которую надо было собирать в горах для приготовления сомы…
Некоторые современные индусы очень огорчаются от того, что их предки ели священных коров. Не меньше их огорчает, впрочем, и употребление сомы… Ведь современные индусы не пьют, и чем выше каста – тем строже запрет на спиртное. Один брахман даже написал в газету объявление, что покончит с собой, если его убедят, что арии ели мясо и пили спиртные напитки. И даже вполне респектабельные историки пытаются доказать, что воздействие сомы объясняется религиозным экстазом, молитвой, а вовсе не градусами.
Впрочем, было у ариев и земледелие. Постепенно земледелие играло все большую роль в хозяйстве ариев: и по причине природных условий Индии, и под влиянием местных народов.
Деление на касты у ариев, похоже, отсутствовало (каста – португальское слово и значит «чистый»).
Свое общество арии делили на три группы – варны. Они считали, что каждый человек по факту рождения обладает некой природной сущностью. Варна и означает «цвет» или «сущность».
Высшая варна, брахманы, занимали высокое положение жрецов, хранителей древних знаний в обществе. Но при полном отсутствии официальной церкви как государственного института!
Вторым сословием были кшатрии – воины. Они шли в бой под руководством своих вождей – раджей.
Третье сословие – вайшьи, то есть крестьяне, ремесленники и торговцы.
Такое трехчленное деление общества было типично для всех арийских народов.
Своих врагов, местные темнокожие племена, арии называли «дасью» или «даса», что означало «варвар», «чужак», «низший». Позже это слово начало означать просто «раб».
Многие ученые считают, что четвертое сословие шудр – слуг, рабов, сложилось именно из этих дасью.
Религия ариев
Арии поклонялись солнцу и огню. Священный огонь они возили в особом шалаше на четырех колесах.
Долгое время пленных врагов они приносили в жертву Агни-огню – говоря попросту, сжигали живьем. Позже их «только» ставили на площадку для сожжений и обмахивали горящей головней. «Живые убитые» – так называли рабов древние египтяне. Рабы у ариев – это «живые сожженные».
В Индии так и не возникло единобожия; не пришел пророк, подобный Магомеду, или мудрый учитель, подобный китайскому Конфуцию. Бесчисленные боги индуизма, многие из которых многоруки и звероголовы, остались богами, им продолжают поклоняться. Арии легко принимали в свой пантеон богов побежденных ими дасью. Ганеша с головой слона мог сделаться богом только в Индии – там, где водятся слоны. Темнокожий бог Кришна тоже хранит память о завоеванных ариями дравидоидах.
За века и тысячелетия индуизм прошел долгий путь развития и усложнения – но и по сей день это не вера в единого бога, а попытка объединить и систематизировать веру в невероятное количество разнообразных божеств.
Темные жители деревень вполне довольствуются поклонением местным божествам – их много в каждой деревне и в каждой местности. Они поят молоком священных змей, стараются не причинять зла матери-корове и всем живым существам, поклоняются деревьям, камням и обезьянам, выполняют множество сложных и порой очень мешающих жить ритуалов. Они – индуисты.
Люди покультурнее, пообразованнее могут выбирать и более сложные культы отдельных богов индуизма – Вишну, Кришны,[10] Парвати, Дурги, Шивы. Каждое божество имеет собственный характер, судьбу и поведение; исповедовать культ каждого бога – это личностный выбор собственных склонностей и привычек; до какой-то степени – и судьбы.
Не раз новые учителя веры создавали культы достаточно мрачные и страшные. Например, культ черной богини Кали, требовавшей в жертву людей. Секта душителей была жутким сборищем преступников и убийц – но еще и поклонниками Кали. Именно поэтому идейных убийц, фанатиков своей богини, было так трудно выявить и уничтожить.
Люди с более приличными наклонностями создавали или развивали культы богинь плодородия и семейного очага, богов мудрости и богов мастерства, богов земли и торговли, воздуха и ветра. Они развивали учения о способах познания истины через любовное исступление, подвиги аскетизма, самоистязание или углубленное размышление. Каждому свое.
Интеллектуалы создавали сложные и порой очень мудрые учения о том, как устроен мир, связывали между собой в единую систему культы и учения индуизма, развивали представления об Абсолюте-Брахмане.
Конечно же, я очень далек даже от попытки изложить хотя бы и малую толику учения индуизма, рассказать о его самых основных направлениях. Индуизм – очень интересная религия, и если читателю интересно именно это – пусть он обратится к книгам, которых написано об индуизме совсем немало. Есть вполне популярные издания.[11]
Нас же в индуизме интересуют две стороны.
1. В нем сохранились те стороны представлений древних ариев, которые исчезли в сознании людей других регионов.