Хаос и порядок в Интернете. Основы сетевой самоорганизации. Онтологическое исследование - Роман Масленников страница 3.

Шрифт
Фон

Используемые методы исследования определены особенностями темы. В работе применяются исторический, сравнительный, диалектический, системно-синергетический методы; коммуникативно-сетевой подход; общелогические методы – анализ и синтез, дедукция и индукция, моделирование, обобщение, интерпретация и т. п., а также мониторинг пространства Интернета в режиме «онлайн»[9].


Книга состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и Интернет-ресурсов).


Основная часть книги содержит две главы: глава I «Интернет как новый феномен общественного бытия и предмет социально-философского анализа» и глава II «Специфика сетевого бытия».


Глава I «Интернет как новый феномен общественного бытия и предмет социально-философского анализа» посвящена предпосылкам Интернета в истории философии и науки, в ней рассматриваются идеи, подготовившие его возникновение в 20-м столетии.


В первом параграфе «Интернет как предмет социально-философской рефлексии» анализируются и сравниваются различные определения понятия «Интернет», основных при этом насчитывается пять. Далее, последовательно рассматриваются исторические предпосылки Интернета.


Во втором параграфе «Идеи мировой универсальной коммуникационной системы и виртуального бытия в истории философии и научной мысли» анализируются философские концепции, которые подготовили в дальнейшем появление научных концепций и теорий, приведших к возникновению Интернета, – открытия в алгебре, информатике, кибернетике, в области вычислительной техники.


В третьем параграфе «Интернет е перспективе социальной синергетики» излагаются те научные и технические достижения 20-го столетия, которые непосредственно и привели к открытию Сети. Проводится анализ Интернета в контексте социальной синергетики.


Глава II «Специфика сетевого бытия» посвящена изложению начал концепции Интернет-бытия.


В первом параграфе «Интернет-бытие децентрализованной системы» анализируются отношения понятий «бытие», «небытие», «реальность», «виртуальное бытие», актуальное, потенциальное в контексте сетевого существования. Ставится вопрос о возможности бытия в Интернете, т. е. даётся онтологическое обоснование Сети.


Во втором параграфе «Пространство и время как характеристики Интернета» развивается диалектика бытия и небытия в Интернете, рассматриваются понятия пространства и времени в Сети, анализируются субстанциональные основания Интернета.


В третьем параграфе «Движение и развитие в Интернет-коммуникации» рассматриваются понятия Интернет-бытия: движение и развитие, закладываются начала системы категорий (бытие и небытие, покой и движение, порядок и хаос, потенциальное и актуальное, единое и многое и др.).


Четвертый параграф «Специфика основных философских категорий Интернет-бытия» раскрывает особенности проявления онтологических, гносеологических, аксиологических категорий, ряда понятий социальной философии и философской антропологии в Интернет-бытии.


В пятом параграфе «Интернет и будущее человеческого сообщества» анализируется влияние вносимых Всемирной сетью ценностей на общество: на глобальную коммуникацию, образование, экономику, политику, науку.


Новизна исследования, как мне кажется, заключается в следующих положениях:

– впервые в отечественной философской литературе введена и обоснована концепция Интернет-бытия, раскрывающая сущность Интернета как социального феномена, вносящего принципиально новое содержание в культуру. Основанная на известных категориях (бытие и небытие; субстанция; вещь-свойство-отношение и других) концепция вводит новые понятия, ранее неизвестные (например, «необытие» как критерий Интернет-небытия и другие) и раскрывает роль человека в Сети;

– проанализированы прообразы Интернета как коммуникативной системы в истории философской и научной мысли, включая русскую философию. Осмыслены причины возникновения Интернета в мире и России, намечены перспективы развития российского Интернета (Рунета);

– выделены уровни актуального и потенциального бытия в Интернете, установлены критерии выделения этих уровней и условия существования объекта как на том, так и на другом уровнях;

– введены и описаны модели бытия в Интернете как неодушевленных предметов и абстракций, так и одушевлённых, в том числе проанализирована модель сетевого бытия человека.

Основные положения книги, которые доказываются далее:

1. Корни, предтечи и прообразы Интернета как универсальной коммуникативной системы можно найти в истории философии. В частности, ряд идей, учений, способствовавших развитию информатики и последующему возникновению Интернета, имеется в западной философии (Пифагор, Платон, Аристотель; Р. Декарт, Г.В. Лейбниц и другие), у русских космистов (Николай Федоров, Константин Циолковский, Владимир Вернадский и другие), а также философов постмодерна (Ж. Делез, Ф. Гваттари). Прообразы Интернета можно классифицировать согласно группам его основных функций, таких как:

1) прообраз средства связи и взаимодействия субъектов;

2) прообраз средства общения и обмена информацией, коммуникативная среда;

3) прообраз системы сетевого типа;

4) прообраз базы знаний.


Уже в древнегреческой философии можно найти идейные прообразы будущего Интернета, выражавшие потребность общества в коммуникации и в «базе знаний». Пифагорейцы заложили традицию исследования реальности исходя из числовой гармонии. Базисный образ «нуль и единица» позволил охватить единым мысленным взором целые миры. Благодаря понятию-образу «логос» Гераклит определяет диалектику как единую объективно-логическую закономерность, лежащую в основе любого процесса. Бытие и небытие Парменида стали первой парой категорий в истории философии и в то же время подтолкнули мысль в направлении «расслоения» реальности на уровни по степени актуализации потенциального. Теория идей Платона и её мифом о пещере стала структурообразующим стержнем, вокруг которого в дальнейшем «вращалась» (в основном) западная философская мысль. Теория идей позволила осознать специфичность информации и мира информационных объектов, его несводимость к миру вещей. Наиболее близкими к идее всемирной Сети у Аристотеля оказались теория категорий и логика. Первая оказалась наиболее эффективной для понимания бытия в духе всеобщего Логоса. Подход Аристотеля многократно повторяли тысячи лет в самых разных областях, в том числе в основаниях математики (С. Маклейн, С. Эйленберг). Это способствовало уже в 20-м столетии осознанию идеи общей коммуникативной Сети. В свою очередь логика как теория правильного мышления привела науку к автоматизации мышления, к открытию компьютеров и Интернета. Отсюда видно, что мыслители Древней Греции ощущали потребность в коммуникации и понимании, а также хранении больших объемов информации и знаний, что и было реализовано через 2 тысячи лет.


Философы Средневековья также были озабочены проблемой объединения разнородных знаний. В этот период была осознана идея «виртуса», «виртуальной реальности» и начала вызревать идея «Сети», которая в дальнейшем выросла в основную систему Интернета – сетевую организацию. В философии и науке Нового времени к развитию в Интернет-направлении «подталкивали» идеи универсальной математики, выдвинутая Р. Декартом, а также идея объединения алгебры с логикой и идея возможных миров, выдвинутые Г. Лейбницем.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке