Приход № 4 (март 2014). Великий пост - Коллектив авторов страница 2.

Шрифт
Фон

Итак, Януковича нужно поддерживать не ради Януковича, а ради того, чтобы иметь свою судьбу. Также и русские должны поддерживать Путина менее всего ради него самого. Для того чтобы предложить небуржуазный проект, выносить в себе новое небуржуазное виденье мира, нужен покой и время. Любые революции мешают и думать и ведать, и потому – лишь отдаляют человека от того важного, что он, возможно, мог бы сделать и совершить. Настоящий труд – труд, который пусть даже не изменит мир, но совершенно точно изменит трудящегося – не связан, я полагаю, ни с евроинтеграцией, ни с вступлением в Таможенный Союз; однако евроинтеграция сделает воплощение всякой небуржуазной действительности проектом куда менее реалистическим, чем в случае невключения в евроинтеграцию. Пока у власти остаются очевидные временщики, есть шанс, что в итоге власть попадет к людям приличным, но если к власти придут западные буржуа – это конец.

Россия, как это ни удивительно, одно из последних свободных государств сейчас. Мы браним свою власть, но мы свободны от своей власти. Не так в Европе: там власть слита с подлежащими власти. Это худший вид рабства. Наиболее тяжел он и чудовищен в Северной Европе. Но разговор о краснеющей прямо на глазах Европе особый…

Это все в главном. Пусть воздастся по справедливости делателям этой смуты! Пусть один и тот же народ, разделенный сейчас границами, не забудет, что он – один народ, хотя бы даже и определившийся сейчас в разные государства. Пусть, наконец, во всех проснется понимание, что всякий призывающий к политической борьбе без достаточного к ней основания есть игрушка в руках олигархов: дурак среди людей и нечестивец перед лицом Бога.

История

Священномученик протоиерей Философ Орнатский – выпускник Санкт-Петербургской духовной академии. Подвижническая жизнь, пастырское служение и мученическая смерть

Фрагмент сборника статей священника Георгия Митрофанова «Русская Православная Церковь на историческом перепутье XX века»


«Плод ваш есть святость» (Рим. 6, 22). Эти слова св. апостола Павла нельзя не вспомнить сегодня, когда, обозревая исторический путь Санкт-Петербургской духовной академии, мы размышляем о тех плодах, которые принесла она в ХХ веке. Ибо самым замечательным плодом деятельности нашей духовной школы явился сонм ее выпускников-новомучеников, занимающий весьма заметное место в насчитывающем около полутора тысяч имен Соборе Новомучеников и Исповедников Российских, которые были канонизованы в Русской Православной Церкви в последние годы. Одним из наиболее выдающихся среди них по праву является священномученик протоиерей Философ Орнатский.

Протоиерей Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая 1860 г. в семье сельского священника Новгородской епархии. Первоначально его жизненный путь во многом воспроизводил основные этапы судеб многих сыновей провинциального приходского духовенства. По окончании Кирилловского духовного училища Философ Орнатский поступил в Новгородскую духовную семинарию, успешное окончание которой открыло ему путь в Санкт-Петербургскую духовную академию. Период обучения в являвшейся одной из лучших во всем православном мире духовной академии стал временем начала превращения скромного и благочестивого провинциального юноши в будущего высокообразованного и авторитетного столичного пастыря, свидетельством чему стало предоставление Философу Орнатскому по окончании академического курса в 1885 г. права написания без предварительных экзаменов магистерской диссертации.

Однако с детства мечтавший о пастырском служении юноша предпочел ученой академической карьере поприще приходского священника. Вступив 17 июля 1885 г. в брак с Еленой Николаевной 3аозерской, Философ Орнатский 28 июля 1885 г. был рукоположен в сан пресвитера и направлен на должность священника и законоучителя в церковь детского приюта принца Петра Георгиевича Ольденбургского. С этого времени и до конца его дней служение приходского пастыря и просветительская деятельность школьного учителя оказались нерасторжимо связаны для отца Философа в качестве важнейших аспектов его церковной жизни.

Осознававший важность церковно-просветительской деятельности в условиях бурно развивавшейся в России культурно-общественной жизни, отец Философ уже на первом году своего пастырского служения вступил в Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Эта организация создавала в Санкт-Петербурге целую сеть школ, библиотек, типографий, книжных магазинов и даже предприятий общественного питания для бедных, которые должны были распространить просветительскую и благотворительную деятельность Церкви на неимущие и малообразованные слои населения столицы. Многие годы участвуя в различных направлениях деятельности, а с 1892 г. став на четверть века бессменным председателем этой крупнейшей церковной организации, отец Философ сумел придать ей характер одного из главных центров столь необходимого для русской исторической жизни той эпох и церковного просвещения, обращавшегося к различным социальным слоям населения страны.

Уже в первые годы пастырского служения проявив себя в качестве одного из самых выдающихся проповедников Санкт-Петербурга, 28-летний священник Философ Орнатский был назначен членом Комитета Православного миссионерского общества, в деятельности которого ему также суждено было сыграть одну из важнейших ролей.

В 1892 г. отец Философ был назначен настоятелем храма преподобномученика Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг (казначействе), строительством которого ему пришлось руководить и настоятелем которого ему суждено было оставаться на протяжении более чем 20 лет.

На протяжении второй половины XIX века в России интенсивно развивалась система выборных органов местного самоуправления, деятельность которых сделала неизбежным создание в начале ХХ века двухпалатного российского парламента в виде Государственного Совета и Государственной Думы. Считая целесообразным для разрешения многих актуальных проблем современной церковной жизни не только участие представителей духовенства в деятельности различных общественных организаций, отец Философ в 1893 г. принял участие в выборах в Санкт-Петербургскую Городскую Думу. Его плодотворная работа в качестве гласного Городской Думы (члена городского муниципалитета) продолжалась около четверти века вплоть до ликвидации этого органа местного самоуправления после захвата власти в стране большевиками. Решая на протяжении своей многолетней деятельности в Городской Думе вопросы, относившиеся не только к нуждам Санкт-Петербургской епархии, но и касавшиеся различных аспектов городской жизни, отец Философ заслуженно приобрел в русской церковной жизни известность одного из наиболее искушенных в общественно-политической деятельности священнослужителей. При этом, осуществляя свое служение в условиях начального формирования в России традиций парламентаризма, отец Философ обладал поразительной способностью избегать в своей деятельности крайностей как политического клерикализма, так и партийной ангажированности.

Важное значение для правильной духовной ориентации отца Философа в его многогранной общественно-политической и социально-просветительской деятельности имело его многолетнее духовное общение и пастырское соработничество с одним из величайших святых подвижников Русской Православной Церкви отцом Иоанном Кронштадтским, который принимал активное участие в различных направлениях деятельности возглавлявшегося отцом Философом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Именно благодаря общению с этим замечательным подвижником благочестия, который гармонично сочетал в своем служении строгую приверженность к традиционному благочестию с дерзновенным творчеством новых форм пастырской деятельности, отец Философ научился живо откликаться на разнообразные и противоречивые запросы современной все более секуляризовавшейся жизни, которая требовала от Православной Церкви искать новые ответы на ранее не встававшие ни перед обществом, ни перед Церковью духовные и общественные вопросы.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке