У представителей монголоидной расы в основном смуглый цвет кожи. Волосы, как правило, жесткие и прямые, часто иссиня-черного цвета. Нос обычно довольно узкий с малой и средней высотой переносья; выступает вперед незначительно. Присутствует складка верхнего века (эпикантус). Наружный угол глаза приподнят. Третичный волосяной покров практически отсутствует на лице и на теле. Можно предполагать, что исходное лицо монголоида выглядело так, как мы видим его на этом рисунке, выполненном с реконструкции М.М. Герасимова (рис. 6). Сразу видно, что человек этот волевой. Специально не будем называть того, кого Герасимов изобразил здесь, а художник отобразил. Художественная интуиция Герасимова не подвела. Только такой человек и мог явиться «бескомпромиссным» военачальником.
Рис. 6
Помимо трех больших рас, существуют иные расы, которые некоторые исследователи считают также большими расами.
Были ли айны самураями?
Одна из весьма интересных и самобытных рас земного шара – это курильская (айнская) раса. Ныне айны живут на острове Хоккайдо, но в древности были распространены шире. Они жили на островах Японии, Курильской гряде; возможно, на острове Сахалин и «на нашем» Дальнем Востоке. По своей генетике айны значительно отличаются от всех прочих больших и малых рас земного шара. В их генофонде присутствуют редкие аллели и аллотипы, присущие только им. Может быть, поэтому чистокровные айны не скрещиваются с негроидами, что упоминается в некоторых исследованиях.
О своем происхождении сами айны рассказывают так. Некогда на земле айнов жили люди, непохожие на них – коропок-гуру. Они были малы ростом и рыли в земле убежища типа землянок. (Ныне коропок-гуру обитают в подземном мире.) К одной одинокой женщине этого народа по ночам стал прилетать Аиойна – бог гор, по своему облику выглядевший как медведь. От него женщина родила детей, от которых и пошли айны. Однако жизнь айнов не была благоустроена. Они ели мясо животных и птиц в сыром виде и занимались людоедством. Боги на небе почувствовали запах айнов, исходящий от их земли. Они вынудили Аиойну вновь явиться на землю и цивилизовать свой народ. Аиойна научил айнов обращаться с огнем, ремеслам, показал им, как делать рыболовные снасти и ловить рыбу, изготовлять луки, стрелы, горшки, домашнюю утварь, строить жилища. Аиойна отучил айнов от людоедства.
Таким образом, основываясь на этой мифологеме, можно предполагать, что айны являются смешанной популяцией. Некоторые антропологи также указывают, что в облике айнов сочетаются монголоидные и европеоидные признаки. Быть может, древние европеоиды и цивилизовали айнов, приобщив их к европейским культуре и знанию.
У айнов довольно своеобразный облик. Цвет кожи у них смугловатый, волосы темные, жесткие, волнистые. Глаза светло-карие, что совсем нетипично для монголоидов. Третичный волосяной покров, особенно на лице, очень сильный (мировой максимум). Лицо низкое и широкое, немного уплощенное. Нос, рот и уши крупные, губы полные. Длина тела небольшая, шея короткая, руки длинноватые, телосложение массивное. По своему облику айны несколько напоминают австралоидов, некоторые даже называют их северными австралоидами. Но все же аборигены Австралии заметно отличаются от айнов.
Рис. 7
Вот перед нами типичный потомок айнов (рис. 7). Быть может, у этого человека, одетого в кимоно, в жилах и течет японская кровь, но ею можно пока пренебречь. Облик у него типично айнский. Психологический портрет его сложен. Если мы прикроем правую сторону его лица, то в левой половине увидим довольно-таки воинственное выражение лица, взгляд вроде бы даже направлен на какого-то врага. Губы сжаты. На лбу обозначились странные своеобразные складки, сходящиеся к переносице. Можно предположить, что такие складки образуются обычно у человека, постоянно целящегося из лука. Нрав у этого человека, очевидно, тяжеловатый. Глаз злой. Общее впечатление от левой стороны лица, что перед нами волюнтарист, не привыкший, чтобы ему перечили.
Это его эмоциональная доминанта.
Если мы прикроем левую половинку лица и взглянем отдельно на правую, то увидим по существу того же волюнтариста, может быть, более расслабленного. Глаз невидящий, какой-то уснувший. Нижняя губа выпячена вперед – признак самости и эгоизма. Правая сторона лица обычно связана с логическим мозгом. Можно сделать общий вывод, что логика здесь спит, или, как говорят, отдыхает. В психике преобладает эмоциональная составляющая, но она структурирована социумом.
Человек, обросший жесткими волосами, напоминает Робинзона Крузо или Карабаса Барабаса. Но таковы все айны. Жесткий и обильный волосяной покров свидетельствует о жесткости характера. Чем-то это лицо напоминает Карла Маркса, но по внешним, а не по внутренним качествам, конечно. Говорят, японские самураи восприняли у айнов свое самурайство. Может быть, это и так, по крайней мере это утверждение требует специального изучения. Человек, который перед нами, неплохой воин, но плохой философ. Верхняя губа чем-то напоминает клюв хищной птицы. Нос вроде бы даже вздернут вверх – признак неуживчивого и вздорного характера.
Вряд ли эта индивидуальная характеристика относится ко всем айнам. Говорят, они в общем-то покладистые, работящие и скромные люди. Хотя, быть может, эти качества они восприняли от японцев, живущих с ними бок о бок не одно столетие.
Жизнь бушмена не сахар
Бушменскую (капоидную) расу некоторые исследователи считают совершенно самостоятельной расой, наравне с другими большими расами. И в самом деле, внешность бушменов весьма своеобразна. Цвет кожи у них желтовато-бурый. Волосы и глаза темные. Волосы спирально завитые, слабо растут в длину. Нос широкий с низкой переносицей. Лицо довольно плоское, небольшое. Нижняя челюсть тонкая, длинная. Рост тела небольшой. Жировые отложения на ягодицах (стеатопигия) сочетаются с ранней морщинистостью кожи. Этот признак выражен особенно у женщин.
В былые времена бушмены широко населяли Африканский континент. Они жили в том числе и на севере Африки. Костные останки бушменов имеют феноменальную древность – до 90 000 лет. Другие расы современного человека появились, по всей видимости, гораздо позже. Ныне бушмены вытеснены в пустыню Калахари, расположенную на юге Африки.
У бушменов весьма своеобразная космология. Согласно их мифам, животные, населяющие Африку, а также звезды, луна и солнце некогда были людьми «древнего народа». Представители этого «древнего народа» были бессмертны. Они на время исчезали, а затем вновь появлялись, возвращаясь к жизни, как полная Луна. Но как-то один ребенок не поверил, что его мать вернется. Он стал оплакивать ее, как умершую. Тогда Луна, не выдержав детских криков, раздававшихся с земли, сошла с неба и приняла облик женщины. Она ударила ребенка по лицу и разбила ему верхнюю губу. После чего этот ребенок превратился в зайца с раздвоенной верхней губой, а люди стали смертными. Представителем «древнего народа» был и мифологический персонаж, герой легенд и преданий Цагн – кузнечик-богомол.
Рис. 8
На рисунке 8 мы видим лицо современного бушмена. Если, закрыв правую часть лица, мы внимательно вглядимся в левую половинку лица, то совершено неожиданно обнаружим эмоцию радости, которая пробивается сквозь страдальческое выражение. Несомненно, у этого человека есть чувство собственного достоинства, гордость. Чем-то это лицо напоминает портреты Ленина с выпяченным вперед подбородком и горделивым выражением лица, которое придавали ему советские художники. Однако складки вокруг глаза в районе переносицы «стирают» эту ассоциацию. Они указывают на страдание, как будто человек этот лицезреет нечто одновременно прекрасное и ужасное. Такова эмоциональная доминанта.