Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Медитация с храмом файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Медитация с храмом
Игорь Павлович Соколов
© Игорь Павлович Соколов, 2017
ISBN 978-5-4474-4010-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Р. S. Серафим Саровский – святой великомученик – простоял на камне на коленях год – изнуряя плоть ежедневным постом и питаясь травою снытью.
Р. S. В контексте данного стиха интуиция несет в себе значимое противоречие. С одной стороны она воспринимается как твой же собственный голос, но с другой – как знак – шифр – код Бога – определяющий место человек в его Космосе – и в программе воплощения – несущей в себе программу самоуничтожения. Вот-с!
Р. S. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.»
Евангелие от Иоанна – Гл.1, Стих.4:8
Р. S. Башни и стены Ростовского кремля окрашены в яркий розовый цвет, который смотрится дивно весной, летом и осенью, и который кажется немного грязноватым зимой.
Р. S. Затворник Иринарх жил и служил Богу и Отечеству в Смутное время в Борисо-Глебском монастыре в 10 верстах от Ростова великого. Именно он благословил на подвиг Михаила Скопин-Шуйского, который освободил Москву от поляков, а впоследствии благословил Минина и Пожарского на тот же ратный подвиг. Его верой и силой духа были восхищены даже поляки, которые не тронули святой обители монастыря. Спал Иринарх, если это можно назвать сном, на березовом комле, который был обвязан 4-х пудовыми цепями. Считалось, что добровольные мучения, на которые обрекал себя святой, должны были очистить его душу от скверны. Прожил затворник – Иринарх 68 лет. Для своего Смутного времени он был долгожителем, ибо средний возраст жизни мужчин той эпохи не превышал 50 лет.
Р. S. Священник Борисово-Глебского монастыря – Тихон и юродивый Алексей похоронены рядом и их могилы украшает один каменный крест. На гробнице Тихона есть именная надпись с поминальной молитвой, на гробнице юродивого только четыре равноудаленные друг от друга углубления, делающие гробницу похожей на пуговицу, на самом деле эти углубления были сделаны народом для свечей, ибо юродивый почитался народом больше чем священный служитель.
Комментарий к стиху: Памятник святому затворнику – Иринарху стоит рядом с Борисо-Глебским монастырем в поселке Борисо-Глебский недалеко от Ростова Великого. Известно, что Иринарх во времена Смуты и русско-польской войны благословил Михаила Скопин Шуйского на войну с поляками, а впоследствии Минина и Пожарского. Однако ни одного портрета Иринарха до нашего времени не дошло, даже от царя Иоанна Грозного до нас дошло всего 2 портрета. И на мой взгляд Иринарх в бронзе выглядит чересчур мрачным.
Комментарий к стиху: В Ростове я часто бывал с отцом – проездом – и мы – всегда с восхищением – глядели с ним – на ярко синие купола – осыпанные золотыми звездами. В ранней утренней дымке я держал ребенком отца за его большую руку и думал о самом светлом. Потом отца не стало. И теперь оказавшись в Ростове, я думал, вспоминал, и те же светлые чувства от куполов великих храмов – проникали в меня невидимыми – стрелами – нитями одной таинственной судьбы!
Комментарий к стиху: Мы с Элей действительно, и совсем неожиданно для себя, сзади великого кремля Великого Ростова обнаружили брошенную церковь.
В разбитых окнах которой чернела вода, в которой плавал мусор, доски, бутылки. Это ужасное зрелище брошенного храма, да еще вблизи других восстановленных святыней вызвало противоречивое чувство – и стыда – и радости – радости того, что не все так плохо, и стыда того, что плохо в этой чудной и безумной жизни!
Комментарий к стиху: Святому Иринарху я посвятил уже не один стих. Реальный и живой, живший в Смутное время святой великомученик Иринарх – монах Борисово-Глебского монастыря, одетый в рубище (в сорочку из конского и свиного волоса) мучил себя веригами, цепями, чугунными крестами, обручем на голове, на ночь привязывая себя 4-х пудовой цепью к березовой комле (нижней части дерева с корнями). Однако Иринарх не страдал никакими психическими заболеваниями. Добровольное мученичество – самоистязания считались духовным подвигом, говорящим об отречении человека от своего тела ради души, веры в Бога и в бессмертие. Именно, поэтому и великий русский полководец Михаил Скопин-Шуйский, а вслед за ним Минин и Пожарский получали от Иринарха благословение на освободительную войну с поляками. Также и польский воевода Ян-Петр Сапега так проникся уважением к Иринарху, что не только не тронул святую обитель, где жил Иринарх, но даже сказал об Иринархе следующее: «Правда в батьке велика! Нигде в этой земле, ни в иных землях такого крепкого в вере батьку не видел!»
Комментарий к стиху: Древняя мечеть 15—16 веков и мавзолеи татарских ханов находятся в городе Касимов Рязанской области. Город получил название от имени хана Касыма перешедшего со своим войском и женами на сторону царя Василия 3-его – отца Ивана Грозного. В настоящее время в Касимове есть действующая мечеть, построенная в 20 веке, а в древней расположен музей истории и культуры татарского народа.
Комментарий к стиху: Минарет в городе Касимов Рязанской области был построен в 15 веке и расположен на высоком берегу Оки, чуть в отдалении от реки. Мечеть была построена позже, с разрешения императрицы Екатерины.
Комментарий к стиху: Воскресенский собор является одним из главных и самых красивых соборов города Касимова и расположен в старой части города, недалеко от торговых рядов и набережной. В советское время его купол был разрушен и собор использовался как парашютная вышка. Почему я написал о сиянии именно трагической любви, возможно, потому что истинная любовь по причине своей истинности и нашей смертности, и всеобщей грешности имеет трагический характер во все времена.
Комментарий к стиху: Мавзолей Шаха Али Хана расположен рядом с древней мечетью и минаретом в городе Касимов Рязанской области. В нем покоились тела самого Шаха Али Хана, его жены Фатимы и близких родственников. Мавзолей делился на две части – усыпальницу и молельню. Говорят, что раньше от мавзолея до минарета был прорыт подземный ход. Шах Али Хан – сын касимовского Шейх-Аулияра султана и дочери нагайского бия Шаха. Был трижды ханом Казани (1519—1521, июнь-июль 1546, 1551—1552 г.г.) и также неоднократно становился правителем Касимовского ханства. В 1533 году Шах Али Хан был уличен в связи с Казанью и сослан в Белоозеро, где находился в заточении до 1535 года. 80 человек Шаха Али Хана были замучены пытками и казнены. В январе 1536 года Шах Али Хан был прощен. Великий князь Иван Васильевич вместе с матерью Еленой Глинской устроили ему и его жене Фатиме торжественный прием. Закончил свои последние дни правителем Касимовского ханства (ныне город Касимов и весь Касимовский район Рязанскеой области), входящего в состав Российского царства (государства).
Комментарий к стиху: Храм Живоначальной Троицы – замечательный памятник романтизма рубежа 18—19 веков, находится в поселке Гусь Железный Рязанской области. Строительство белокаменной церкви начато на средство купца А. Баташева в 1802 году. Завершено только в 1868 году. Двухэтажная церковь с высокой колокольней по своим масштабам сопоставима только с храмом Христа Спасителя в Москве. Братья – купцы Баташевы были основными производителями железной руды в поселке Гусь Железный. Баташевское чугунное литье славилось на всю Россию. Из них делали даже мебель. Однако запасы железной руды в 20 веке иссякли и поселок Гусь Железный, который мог стать городом пришел в упадок.
Комментарий к стиху: Часовня-костница расположена в Спассо-Преображенском мужском монастыре в городе Муром Владимирской области, в ней на полках лежат черепа и кости ранее погребенных великих людей, князей, купцов, монахов, чьи могилы были разрыты и осквернены в годы советской власти. У креста внутри часовенки надпись. «Всякий брат! Мы были как вы!