Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Церковная архитектура и изобразительное искусство. Учебник файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Александр Копировский
Церковная архитектура и изобразительное искусство. Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений
Рекомендовано Ученым советом СФИ
Рецензенты:
О. С. ПОПОВА, доктор искусствоведения, профессор кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
ИГУМЕН АЛЕКСАНДР (ФЕДОРОВ), кандидат богословия, кандидат архитектуры, профессор Санкт-Петербургской православной духовной академии, доцент кафедры истории архитектуры Академии художеств
Предисловие
Там, где отношение к Богу понимается серьезно, оно выражается в культе… преобладающее число всех значительных художественных созданий мировой истории представляет собой культовые сооружения и культовые образы.
Ганс Зедльмайр1
В современном мире поток прагматической информации заметно возрастает. Однако это в основном количественный прирост. К тому же он достается дорогой ценой, поскольку находящаяся на противоположном «полюсе» духовно-эмоциональная сфера жизни, наоборот, сужается и отодвигается на второй план. В контексте урбанистической культуры понятие «прекрасного», которое Платон определял как «сущность»
2
Сделать это сейчас труднее, чем когда-либо. На смену эпохе «кризиса искусства», о котором ярко писал в 1918 г. Н. А. Бердяев
3
4
Однако, начиная с эпохи «кризиса искусства» и до сегодняшнего дня, происходит существенный в сравнении с предыдущими веками рост интереса к памятникам храмового искусства, особенно к христианским иконам и храмам. Становится все более ясным, что сама возможность получения эстетического наслаждения от собора Парижской Богоматери или «Троицы» прп. Андрея Рублева обусловлена в первую очередь их духовным и церковным содержанием. Христос сказал о Своих учениках: «…если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк 19:40). Действительно, сейчас все больше и больше слышен голос церковных «камней».
То, что произведения храмового искусства, прямо связанные с верой в Бога и поклонением Ему, оказались наиболее востребованными в современном секулярном мире, – не случайно. Именно в них с наибольшей яркостью и последовательностью выражено откровение Бога о Себе Самом, о сотворенном Им мире и его венце – человеке, о том, что все творение изначально было не только «хорошо весьма» (Быт 1:31), но и «прекрасно весьма»
5
По мере изживания схематизма и идеологических клише в изучении церковного искусства светский и церковный подходы к нему сближаются. Это способствует преодолению существующего греховного разделения между светским и духовным в человеке и обществе. «Светское, – пишет свящ. Георгий Кочетков, – прежде всего, не всегда и не во всем мирское.» – т. е. принадлежащее исключительно «миру сему». «…Светское может иметь и иные, более духовные и высшие основания». Без светской культуры, по его мнению, «…даже ученый монашеско-аскетический духовный мир как бы страдает и может редуцироваться, так же как без духовной культуры страдает и редуцируется светский мир»
6
7
Снятие идеологических барьеров после изменения политической системы в России в начале 1990-х гг. позволяет, в отличие от многих предшествующих десятилетий, объективно и всесторонне рассматривать произведения церковного искусства. Для этого недостаточно изучения их только по сюжетам и символике. Необходимо целостное, одновременно духовное и художественное их восприятие. Но его невозможно обрести по отдельным, чаще всего случайным, книгам, лекциям и экскурсиям. Недостаточно будет даже изучения средневекового искусства в русле истории мирового искусства, если церковное рассматривать, как это иногда было раньше, формально-стилистически, не выделяя его из мирового, нивелируя специфику богослужебного назначения храмовых зданий, икон и фресок, утвари и одежды.
Изменение этой ситуации не может произойти иначе как через последовательное и постоянное просвещение, в частности, через специальный учебный курс, предполагающий знакомство студентов с «синтезом искусств» в христианском храме. Соединение различных видов искусства в богослужении наиболее органично, поскольку идет из самой глубокой древности. Именно тогда «зарождается нерасчлененное целое, которое таит в себе зародыш всех позднейших видов искусства»
8
Основой для создания этого курса в Свято-Филаретовском институте послужил предмет «Церковная археология», непосредственно связанный с почти пятивековой традицией изучения христианских древностей, среди которых главное место занимали памятники искусства. Сейчас этот предмет называется «Церковная архитектура и изобразительное искусство», поскольку словосочетание «церковная археология» для современного человека звучит архаично и к тому же допускает неоднозначные толкования
9
Преподобномученица Мария (Скобцова) иронически называла его «археологизмом»
10
11
Но обращение к искусству прошедших времен само по себе не есть движение назад. Как писал известный историк искусства В. Н. Прокофьев: «Даже то, что кажется умершим, может с течением времени возродиться из забвения и обнаружить прежде невиданную актуальность»
12
13
14
Примечания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Раздел I
Общее содержание курса
Программа
Цели курса
Дать представление:
1. О храмовом искусстве как значительной, в античности и Средневековье – основной части мирового искусства.
2. О христианском храме как «иконе» Царства Небесного и месте синтеза искусств, о связи церковного искусства с историей церкви и общества, с богослужением и богословием.
3. О духовной и художественной ценности любого произведения искусства, необходимости его сохранения без произвольных переделок и восприятия без произвольных толкований.
Задачи курса
1. Ознакомить с выдающимися и «обычными» христианскими храмами: их архитектурой, росписями (мозаиками), иконами, церковной утварью и одеждой.
2. Дать представление о функциональном назначении всех частей храма, художественном и духовном содержании его архитектурных элементов и декора, технологии строительства, создании фресок, икон и т. д., сохранности в современных условиях.
3. Указать на связи произведений средневекового церковного искусства с дохристианским (античным) искусством и светским искусством Нового и Новейшего времени.
4. Научить различать без противопоставления искусство древнее и новое, сакральное и светское, православное и иноконфессиональное.
5. Ознакомить с основными терминами науки об искусстве, дать навыки работы со специальной литературой.
6. Познакомить с элементами описания и анализа произведений церковного искусства.
7. Стимулировать формирование собственных представлений о перспективах развития церковного искусства.
Введение
Церковное искусство как учебный предмет
Церковная археология и начало изучения произведений церковного искусства. Конфессиональные особенности западноевропейской церковной археологии (католической и протестантской). Православная церковная археология как прикладная дисциплина в XIX – начале XX в. Ее связь с церковной историей и литургикой. Выделение церковной археологии в самостоятельную дисциплину (1911 г.) и ее новое содержание.
Современная западноевропейская церковная археология, ее содержание.
Становление современной российской церковной археологии, ее отношение к светской археологии и искусствоведению. Специалисты по церковному искусству.