Курс «Церковная архитектура и изобразительное искусство» в Свято-Филаретовском институте: от церковной археологии к церковному искусствознанию. Основная и дополнительная литература.
Храмовая архитектура
Места богослужебных собраний первых христиан. Базилики
Представления о храме в Новом завете. Христианские дома (Сионская горница, дом в Дура-Европос). Катакомбы.
Назначение и особенности языческих базилик. Христианские базилики III–VI вв., их экстерьер и интерьер, сходство с языческими базиликами и мавзолеями, отличия от них. Другие христианские молитвенные здания: мартирии, баптистерии, мавзолеи. Символика архитектурных форм (св. Василий Великий, св. Феофил Антиохийский, Евсевий Кесарийский). Купольная базилика. Храм Святой Софии в Константинополе.
Романские и готические храмы
Происхождение. Экстерьер, интерьер. Архитектурные элементы: стены, башни, своды, опоры, окна, декор, циркульная и стрельчатая арки, нервюры, контрфорсы, аркбутаны, пинакли. Образность, связь с богословскими представлениями и литургикой. Французские, германские, английские, итальянские соборы. Особенности символического языка, отличия от византийских храмов. Различия между романским и готическим храмом, между ранне- и позднеготическим храмом.
Крестовокупольные храмы
Происхождение. Экстерьер, интерьер. Архитектурные элементы: купола, барабаны, закомары, стены, своды, паруса, опоры, окна, декор. Образность, символика отдельных частей и храма в целом (свв. Герман Константинопольский, Максим Исповедник и др.). Архитектура храма в контексте событий церковной истории, изменений богослужебного устава (уставы «Великой Церкви», Студийский, Иерусалимский). Разнообразие форм (количество глав, опор, их типы и т. д.). Наиболее известные храмы Византии, Сербии и Древней Руси, их изначальный и современный вид. София Киевская и София Новгородская. Успенский собор Московского Кремля. Завершение эпохи крестовокупольного церковного зодчества: причины и формы.
Храмы смешанного типа
Содержание термина. Соотношение экстерьера и интерьера в русских храмах XVI–XVII вв. Особенности архитектурного декора (кокошники и др.). Шатровый и клетский храмы. Западные влияния в русской церковной архитектуре.
Барокко в храмовом зодчестве. Собор св. Петра в Риме. Псевдоготика, классицизм. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве, их особенности, западные прототипы.
Взаимное использование архитектурных форм в церковном и светском зодчестве («палладианские» храмы и др.). Интерес к средневековым формам храмов, его причины и особенности воплощения. Понятия эклектики и стилизации. Модерн и постмодерн в церковном зодчестве.
Внутреннее убранство храма
Катакомбы. Базилики
Декор молитвенных помещений в христианских катакомбах, элементы системы. Объединение ветхо- и новозаветных сюжетов. Принципы декора христианских саркофагов. Использование античных форм и средств выразительности в христианских сюжетах.
Появление и распространение сюжетных композиций на темы Ветхого и Нового заветов, варианты этих композиций. Мозаики баптистериев и базилик Равенны V–VI вв. Особенности расположения сюжетов в алтаре, связь их тематики с евхаристией (церковь Сан Витале в Равенне). Изначальное внутреннее убранство Святой Софии Константинопольской.
Романские и готические храмы
Скульптура порталов и др. элементов экстерьера храма: общее содержание, принципы расположения сюжетов и отдельных фигур. Росписи и скульптура храмовых интерьеров. Витражи – происхождение, назначение, содержание. Декор храмов эпохи Возрождения, католических и протестантских храмов Нового времени – изменения в сравнении с предыдущей эпохой.
Крестовокупольные храмы
Росписи эпохи иконоборчества. Переход к новой системе храмового декора – причины и формы. Внутренний «образ» храма. Связь системы мозаик и росписей с архитектурой храма. Содержание основных частей новой декоративной системы по месту их расположения: купол, своды, стены, опоры, алтарь. Соотношение с молящимися. Связь с богослужебным календарем. Декор храмов Византии, Древней Руси, Сербии. Мозаики и росписи Софии Киевской, росписи Успенского собора во Владимире.